Власти обещают превратить реестр отечественного программного обеспечения в маркетплейс. Как это будет работать, никто не знает, но идея нравится как разработчикам, так и потенциальным клиентам.
В начале марта нынешнего года в едином реестре российских программ для ЭВМ и БД для стран Евразийского союза значились 12 882 записи. По состоянию на 1 июня 2022–го их стало уже 13 581. Пик подачи заявок в реестр пришёлся на 2016–й — год запуска. Тогда было подано 3 тыс. заявок, из которых 2 тыс. принято. Далее каждый год в реестр попадало 1,5 тыс. программ, но в 2018–2019 годах поток оскудел и составлял уже менее 1 тыс.
По нынешним правилам в реестр могут быть включены разработки, которые принадлежат российским юридическим и физическим лицам и в которых не участвуют бенефициары из других государств. Технической поддержкой также должны заниматься российские компании. Разработчики, внесённые в реестр, получают освобождение от НДС при продаже лицензии. В связи с нововведёнными санкциями реестр начал привлекать всё большее внимание, поэтому в Минцифры заговорили о смягчении условий включения в него новых продуктов.
Минцифры выходит на рынок
Министерство предлагает ориентироваться не на долю российских бенефициаров, а на то, кто фактически контролирует компанию. Таким образом, в реестр смогут попадать вендоры, чьи головные организации находятся за рубежом. Ведь многие разработчики начали переводить разработку ПО в другие страны, чтобы не лишиться иностранных заказчиков. А это привело к тому, что они не смогут участвовать в госзаказах и обеспечивать своими продуктами государственные структуры. Закрыт для них оказался и путь в реестр.
В конце мая Минцифры объявило о полном перезапуске реестра отечественного ПО. На его основе теперь планируется запустить маркетплейс. Глава министерства Максут Шадаев объяснил, что там будут представлены решения, которые уже существуют на рынке. Кроме того, на платформе упростят интерфейс доступа к представленным продуктам и заказчикам.
"Мы рассматриваем возможность расширения числа категорий. Наверное, с одной стороны, будут ужесточения. С другой — могут быть упрощения правил включения в реестр. Потому что сейчас туда хотят попасть все компании, даже те, которые раньше такую возможность не рассматривали. Мы должны реагировать на их бизнес–модель, на те продукты, которые они приносят. Поэтому в нынешнем году у нас будет достаточно значительное количество изменений", — добавил директор департамента стимулирования спроса на радиоэлектронную продукцию Минцифры Александр Понькин. Но более подробная информация о том, что именно будет представлять собой маркетплейс, пока не сообщалась.
Не только госсектор
Виктор Петров, директор R&D–центра IVA Technologies, напоминает, что реестр за все годы существования претерпел много изменений.
"Реестр отечественного ПО создавался задолго до введения санкций. И за годы своего существования очень серьёзно эволюционировал в лучшую сторону. В настоящее время это самая актуальная и полная база российских программных продуктов. Во включении в него собственных продуктов заинтересованы практически все российские программисты, которые хотят работать с госсектором. Дело в том, что это не просто перечень продуктов, а именно реестр, которым, согласно российскому законодательству, должны пользоваться госорганизации при выборе ПО. То есть закупку иностранного софта при наличии отечественного аналога они просто не смогут произвести. Разве что только после серьёзного обоснования", — объясняет он.
Эксперт уверен, что реестр был актуален как до введения санкций и ухода с российского рынка многих зарубежных вендоров, так и сейчас. Более того, в настоящее время его актуальность выросла: на внесённые программы наконец–то всерьёз обратили внимание коммерческие компании, собирающиеся переходить на отечественный софт. А запуск маркетплейса может сделать реестр более популярным и востребованным.
"Например, все наши актуальные программные продукты, будь то платформа видеоконференцсвязи IVA MCU, интеллектуальная система распознавания лиц IVA CV, программное обеспечение для работы с ускорителем тензорных вычислений микропроцессоров IVA TPU и прочее, внесены в реестр", — подчёркивает Петров.
Шалва Гогуа, заместитель генерального директора Crosstech Solutions Group, тоже отмечает, что Россия достаточно давно находится под санкциями. И реестр — вполне рабочий инструмент для поддержки российских производителей.
"Если говорить в контексте событий последних нескольких месяцев, то преимущества нахождения в реестре стали ещё более очевидными. В первую очередь он ориентирован на государственный сектор. Если же говорить о применимости в частных компаниях, то многое зависит от качества самих решений. Хотя, учитывая уход иностранцев с российского рынка, альтернативы становится всё меньше", — считает он.
Имидж решает всё
Генеральный директор CorpSoft24 Константин Рензяев говорит, что все разработанные компанией продукты немедленно вносятся в реестр отечественного ПО. "Во–первых, это не очень сложно процедурно. Во–вторых, последние несколько лет государственные ведомства и компании с госучастием с большей готовностью приобретали ПО из реестра. И часто в конкурсах фигурировало указание, что предлагаемое ПО должно быть включено в реестр. После февраля текущего года произошёл резкий всплеск числа заявок. Очевидно, что далее всё разрабатываемое ПО будут вносить в реестр", — объясняет он.
По мнению эксперта, сейчас пользоваться реестром для поиска необходимого ПО не очень удобно, так что разработка маркетплейса может действительно упростить подбор.
Дмитрий Махлин, директор по развитию HRlink, считает, что реестр помимо всего прочего выполняет имиджевую функцию: "Мы работаем с документами, и для многих наших заказчиков важно, чтобы сервис КЭДО был разработан на базе отечественных технологий, не имел управления, обслуживания и поддержки из–за рубежа. Поэтому мы занялись вопросом включения платформы HRlink в реестр отечественного ПО ещё в 2021 году. Прохождение экспертизы подтвердило для наших клиентов импортонезависимость продукта".
Идея маркетплейса ему нравится. Он станет витриной российских разработок IT–продуктов и IT–поставщиков. Это упростит для российского бизнеса, который долгое время вкладывал ресурсы в глобальных IT–вендоров, выбор подходящих инструментов отечественного производства.
"Основные классы решений, скорее всего, останутся неизменными. При этом входящие в них подклассы должны дополняться или перегруппировываться для удобства работы с реестром. Сам же реестр, безусловно, станет больше. Для этого явно заданы два основных тренда. Первый — запрет использования иностранного ПО на значимых объектах критической информационной инфраструктуры. Второй — налоговые льготы при реализации ПО, сведения о которых включены в реестр", — прогнозирует ближайшие перспективы Данияр Исхаков, заместитель директора департамента консалтинга группы Innostage.