Потеряли нить: арбитраж встал на сторону строителей газопровода до Приозерска

Автор фото: Антон Ваганов
Автор фото: Антон Ваганов

ФНС не смогла привлечь к ответственности строивших газопровод до Приозерска отца и сына Ермолаевых. Стройка закончилась банкротством и уголовным делом.

В прошлом году налоговое ведомство обратилась в Арбитражный суд Петербурга и Ленобласти с заявлениями о привлечении учредителя "Омеги" Николая Ермолаева и гендиректора этой же компании Виталия Ермолаева к административной ответственности по ч. 8 ст. 14.13 КоАП РФ (неправомерные действия при банкротстве).


"Омега" получила широкую известность в связи с проблемами при строительстве газопровода до Приозерска. В 2012 году она заключила контракт со структурами "Газпрома" на строительно–монтажные работы "Газопровод–отвод к Приозерску" за 1,7 млрд рублей. Однако стройка в 2014 году была фактически остановлена, хотя, как отмечено в материалах арбитражных дел, работы были выполнены на 700 млн рублей.
В 2017 году при обследовании этой стройки выяснилась любопытная деталь. "На втором пусковом комплексе, на участке объекта от 18,5 км трассы до правого берега реки Вуоксы (от ПК184 до ПК473), сваренный в нитку газопровод не обнаружен", — указано в материалах арбитражных дел. Говоря иными словам, трубопровода до Приозерска в месте, где он должен проходить, проверяющим найти не удалось.
Примерно за год до этого, в декабре 2016 года, ООО "Стройхолдинг" инициировало в отношении "Омеги" банкротный процесс, предприятие задолжало своему кредитору 300 тыс. рублей. В сентябре 2017 года Арбитражный суд Петербурга и Ленобласти признал должника несостоятельным. А затем конкурсный управляющий "Омеги" обратился в суд с заявлением о привлечении к субсидиарной ответственности учредителя и гендиректора компании Николая и Виталия Ермолаевых.
Своё требование управляющий мотивировал, в частности, тем, что в 2012–2017 годах "Омега" перечислила аффилированным с ней фирмам 586,4 млн рублей и вывела на счета фирм–однодневок 1,37 млрд рублей.
В октябре 2020 года Арбитражный суд Петербурга и Ленобласти привлёк обоих Ермолаевых к субсидиарной ответственности на 2,47 млрд рублей — именно такую сумму задолжало предприятие кредиторам и не смогло её погасить. Отметим: в рамках этого дела ПАО "Газпром" и ООО "Газпром–инвест" заявили требования к "Омеге" на 836,9 млн и 986,4 млн рублей соответственно.

Разошлись во мнениях

Решение о субсидиарной ответственности предпринимателей вступило в законную силу. Оно обязательно для исполнения, но, поскольку оба Ермолаевых не гасят этот долг, ФНС решила привлечь их к административной ответственности. В качестве наказания за это деяние КоАП РФ предусматривает дисквалификацию на срок от 6 месяцев до 3 лет.
Для успеха налоговикам необходимо наличие трёх обязательных составляющих, поясняет юрист адвокатского бюро "Астериск" Степан Хантимиров. "Первое: вступившее в законную силу решение суда о привлечении к субсидиарной ответственности. Второе: протокол ФНС об административном правонарушении. Третье: вина контролирующего должника лица. Вина будет заключаться в том, что контролирующие лицо не платит по долгам банкрота, но при этом имеет имущество, чтобы погасить эти долги", — поясняет эксперт.
В споре между ФНС и Ермолаевыми весной этого года арбитраж встал на сторону коммерсантов. В обоих случаях, по мнению суда, фискалам не удалось доказать виновность предпринимателей в неисполнении решения суда.
Антон Красников, партнёр юридической компании "Сотби", обращает внимание на неоднозначность судебной практики по делам о привлечении к административной ответственности по ч. 8 ст. 14.13 КоАП РФ. "На первый взгляд может показаться, что Верховный суд сформировал свою позицию по спорному вопросу. Ряд его определений весьма безапелляционно указывают на применение санкции в виде дисквалификации к лицам, привлекаемым к субсидиарной ответственности. Однако в практике округов существуют коллизии: в Северо–Западном округе суды отказывают в удовлетворении таких требований, тогда как Волго–Вятский округ, напротив, привлекает к ответственности контролирующих должника лиц", — говорит эксперт.
Отметим, что, как следует из арбитражных дел, "Омега" инициировала банкротные процессы в отношении обоих Ермолаевых. Учредитель компании в декабре 2021 года был признан несостоятельным, суд открыл продажу его активов. А вот в отношении гендиректора "Омеги" арбитраж пока только объявил реструктуризацию задолженности.

Газопровод под уголовкой

История с газопроводом не осталась локальной новостью Северной столицы. В декабре 2018 года она вышла на федеральный уровень: интернет–портал 47news на ежегодной пресс–конференции Владимира Путина задал вопрос президенту о строительстве газопровода до Приозерска.
Не исключено, что именно после обращения к президенту РФ на проблемный долгострой обратили внимание. Так, в марте 2019 года, сообщили "ДП" в ГУ МВД России по Петербургу и Ленобласти, было возбуждено уголовное дело по ст. 159 УК (мошенничество). Виталий Ермолаев, как ранее писали СМИ, даже задерживался силовиками, но был отпущен, обвинений по этому делу ему не предъявлялось. Видимо, он был допрошен в качестве свидетеля. Сейчас расследование приостановлено — в связи с неустановлением лица, подлежащего привлечению к уголовной ответственности, уточнили в петербургской полиции.
По неофициальным данным, двинуться вперёд следствию мешает отсутствие заявления от потерпевшего — структур "Газпрома", которые выступали заказчиками и инвесторами этого проекта и которым, соответственно, мог быть причинён ущерб. Тем более что, как следует из материалов банкротного дела "Омеги", подрядчик остался должен крупную сумму "Газпрому" и "Газпром–инвесту". Однако в "Газпроме" уголовное дело не прокомментировали, лишь отметив, что газопровод до Приозерска достроен в 2020 году.
Связаться с Николаем и Виталием Ермолаевыми "ДП" не удалось.