Попросили на дорожку: Ленобласть заявила о транспортных амбициях на 100 млрд

Автор фото: shutterstock

Чиновники Ленобласти рассказали сенаторам про свои транспортные амбиции стоимостью более 100 млрд рублей. Воплотить их в жизнь мешает не только отсутствие средств, но и электрические провода.

В рамках проходящих сейчас Дней Ленинградской области в Совете Федерации вчера состоялось расширенное заседание комитета верхней палаты по экономической политике, на котором обсудили развитие транспортной инфраструктуры в Ленобласти. Внимание законодателей обратили на трамвайные линии до Всеволожска и Новосаратовки, пятый и шестой этапы Широтной магистрали скоростного движения (ШМСД) и давнишнюю борьбу с энергетиками.
"Несколько лет мы лидируем в России по количеству жилья, построенного на каждого жителя, и оно требует развития дорог и транспортной инфраструктуры. Въезды в ядро агломерации по объективным причинам испытывают перегрузку. Узкие места требуют расшивки, дополнения дублирующими вылетными маршрутами, альтернативными связями с использованием общественного транспорта", — начал свой доклад зампред правительства Ленобласти по топливно–энергетическому комплексу Сергей Харлашкин.
По его словам, регион активно развивает Санкт–Петербургский транспортный узел. Чиновник, в частности, упомянул развязку с КАД в Западном Мурино и реконструкцию Колтушского шоссе. Ленобласти уже одобрили инфраструктурные кредиты из федерального бюджета на 10,9 млрд рублей в 2022–2025 годах, которые пойдут на дорожные проекты, но нужна ещё поддержка: и материальная, и моральная.
По территории Ленобласти пройдут пятый и шестой этапы ШМСД, которая свяжет ЗСД и КАД. Пятый этап подключит скоростную дорогу к Мурманскому шоссе (трасса Р–21 "Кола"), шестой — к Колтушскому. Согласно предпроектным расчётам, в сторону Мурманского шоссе прогнозная интенсивность составляет 30 тыс. автомобилей в сутки, в сторону Колтушского шоссе — 15 тыс. "В связи с высокой стоимостью объекта предусматривается его реализация в форме концессионного соглашения. В настоящее время ведутся переговоры с потенциальным инвестором — ООО “ВТБ Инфраструктурный Холдинг”. Укрупнённая стоимость создания, по данным ГК “Автодор”, в текущих ценах — 77,7 млрд рублей", — заявил Харлашкин.
По его словам, рассматривается следующий вариант финансирования: 68% затрат (52,8 млрд рублей) — Российская Федерация (прямые субсидии Ленобласти), 25% затрат — Ленинградская область (в форме инфраструктурного бюджетного кредита), 7% затрат — средства инвестора (сбор платы за проезд).

Ещё на трамвай

В 33 млрд рублей обойдутся два трамвайных маршрута, которые соединят Всеволожск и Новосаратовку со станциями метро в Петербурге. Рельсовый транспорт актуален для обеих территорий: к 2035 году генпланом Всеволожского района прогнозируется увеличение населения до 200 тыс. человек, из которых прирост населения в Новосаратовке будет составлять около 170 тыс. человек в связи со строительством 2 млн м2 жилья.
Стоимость трамвайных линий во Всеволожск, по словам Харлашкина, составляет примерно 15 млрд рублей, в Новосаратовку — около 18 млрд рублей. Суммы не окончательные.
"Предполагается реализация проектов за счёт межбюджетных трансфертов из федерального бюджета в соотношении: федеральный бюджет — 80% (26,4 млрд рублей), региональный бюджет — 10% (3,3 млрд рублей), бюджет концессионера — 10% (3,3 млрд рублей)", — заявил Сергей Харлашкин на заседании.
Однако, по словам собеседника "ДП" в правительстве Ленобласти, на федеральные деньги по трамвайным проектам власти сильно не рассчитывают, лимит по кредитам регион почти исчерпал и в классическую концессию ввязываться не хочет. Ставку делают на петербургский ГУП "Горэлектротранс".
Как ранее писал "ДП", изначально Ленобласть обсуждала продление до Всеволожска трамвайной сети "Чижик", которой занимается компания "ТКК". Но, посчитав это предложение дорогим (порядка 17 млрд рублей, по словам чиновников), в начале 2022 года провела переговоры с "Горэлектротрансом". Причём по трамваю не только до Всеволожска, но и до Новосаратовки от сети ГУПа. Однако и ТКК от своего желания развивать "Чижик" в сторону Всеволожска не отказывается.
"Мы планируем, чтобы “Горэлектротранс” использовал часть своей инфраструктуры и самостоятельно эксплуатировал сеть. Мы либо передадим землю городу, либо какой–то капитальный грант сделаем и найдём для него деньги, либо, чем чёрт не шутит, самостоятельно построим пути. Важный вопрос — эксплуатация и подвижной состав", — поделился собеседник в правительстве региона, отметив, что окончательной финансовой модели нет.
В ближайшее время планируется разработать предпроект (технико–экономическое обоснование) двух трамвайных линий, после чего будут понятны конкретные трассировки, препятствия на их пути и более точная стоимость. Предпроект обойдётся в 35–38 млн рублей.

330 кВ — не шутка

Реализацию ряда проектов, по словам чиновников Ленобласти, застопорила проблема с высоковольтными линиями электропередачи. В первую очередь это так называемый обход Мурино слева в створе Гражданского проспекта с подъездом к перспективному транспортно–пересадочному узлу (ТПУ) "Девяткино" и выходом на Токсовское шоссе.
Проблема в том, что участок строительства дороги проходит параллельно охранной зоне сетей ВЛ 330 кВ, принадлежащих ПАО "ФСК ЕЭС". Как ранее писал "ДП", в 2015 году проектная документация прошла Главгосэкспертизу с согласованными условиями ФСК ЕЭС: в рамках строительства за счёт бюджета региона требовалось поднять часть высоковольтных линий. Когда техусловия энергетиков потеряли актуальность, получить новые, такие же, регион уже не смог. Теперь необходимо либо выносить, либо каблировать сети, что многократно удорожает проект.
"Просим помочь: необходимо поручение правительства России в адрес ФСК ЕЭС о внесении изменений в их инвестпрограмму для включения в неё мероприятий по переустройству или выносу линий электропередачи", — озвучил просьбу Сергей Харлашкин.
Также сети ФСК ЕЭС затрудняют реконструкцию дороги Санкт–Петербург — поселок имени Свердлова — Всеволожск. Из–за сетей ПАО "Россети Ленэнерго" есть сложности с проектной документацией по обходу Мурино справа — в створе Пискарёвского проспекта.
Присутствующий на заседании член правления ПАО "Россети" Даниил Краинский отметил, что "эффективного взаимодействия с регионом не происходит". "У нас есть 977–е постановление правительства, которым обозначен исчерпывающий перечень оснований для включения в инвестпрограмму. ФСК нужно реализовать в ближайшие годы такое количество объектов, что объём инвестиций требуется колоссальный, есть существенный дефицит", — заявил Краинский.
Разгореться спору между Ленобластью и "Россетями" прямо на совещании не дал сенатор Андрей Кутепов. "Готов провести отдельное совещание по данному вопросу, в июне обещаю провести. “Россети” и всех транспортников пригласим", — заключил Кутепов, после чего повестка Ленобласти была поддержана.
Проект продления "Чижика" до Всеволожска нами просчитан, он полностью готов. Очень похож по расчётам и протяжённости на наш текущий проект. Порядка 14 км, а "Чижик" — 15 км. Стоимость — около 15 млрд рублей. Если будет предоставлено федеральное софинансирование, то будет проект, если нет, то у меня большие сомнения, что он состоится. Петербург, где пройдёт порядка километра, поддерживает этот проект. Юридических трудностей в связи с тем, что он затрагивает два субъекта, нет. Понятно, как с этим работать. Проблемой это уже не является, мы с двумя регионами эту дорогу прошли. Всем понятно, как действовать. Всё зависит только от Ленобласти. Если будет федеральное софинансирование 30–50%, это поможет начать движение. Законодательство устроено таким образом, что требуется конкуренция, конкурсная процедура. Мы с радостью готовы конкурировать с любыми участниками рынка. Мы знаем, что предложить, как улучшить наше предложение и в коммерческом плане, и в плане реализации. Ленобласть, конечно, должна создавать конкурентную среду. Они могут общаться с кем–то ещё, это не запрещается, наоборот, приветствуется. Мы уже давно к проекту готовы, осталось волеизъявление администрации региона, если им это нужно. Они же взвешивают ситуацию с учётом многих факторов.
Сергей Окутин
директор ООО "ТКК"
Мы поддерживаем предложение главы комитета Совета Федерации по экономической политике о проведении отдельного совещания у них по поводу наших взаимоотношений с сетевиками. Это имеет значение для всей России, так как проблемы переустройства коммуникаций монополистов, я уверен, есть в каждом регионе. Рассчитываем, что коллеги–законодатели в июне нас услышат. Проблема с электросетями сама по себе не нова, ей далеко не один год, поэтому коллеги не могут не быть в курсе наших обращений.
Денис Седов
глава дорожного комитета Ленобласти
Ленинградская область приоритетными задачами ставит развитие транспортной инфраструктуры. Одна из них — создание транспортных пересадочных узлов, в том числе ТПУ "Девяткино" с международным автовокзалом. Второй важный момент — альтернативный автомобильному и железнодорожному вид транспорта, то есть трамвай. Выделенная полоса, хорошая скорость движения, параллельные сервисы для пассажиров, цифровизация. Надеемся, что Совет Федерации поспособствует продвижению этих проектов и в организации взаимодействия с Минфином, Минтрансом и другими ведомствами.
Михаил Присяжнюк
глава комитета по транспорту Ленобласти