Петербургские мебельщики ищут дефицитные детали в Азии и Белоруссии

Автор фото: Сергей Ермохин

Фурнитуру, плитные материалы и лаки для мебели приходится везти из азиатских стран или подыскивать российские и белорусские аналоги.

Петербургские производители мебели столкнулись не только с падением спроса, но и с дефицитом импортной фурнитуры, лаков, эмалей, плитных материалов. До 95% комплектующих закупалось за рубежом, и около половины из них приходилось на европейские страны.
Руководитель фабрики PRINCIPLE Максим Макаров отмечает, что часть плитного материала можно заменить российскими или белорусскими аналогами. А вот замену фурнитуре и лакокрасочным материалам приходится искать на азиатском рынке.
"Сейчас мы проводим тестовые испытания, чтобы найти альтернативу немецким и австрийским производителям фурнитуры", — рассказывает он. Однако в случае с европейскими поставщиками работала выстроенная логистика, обширные складские программы на территории РФ, обучение, поддержка, дополнительное продвижением брендов для конечного потребителя. С азиатскими поставщиками такого нет — это просто ряд внесистемных дилеров, которые сейчас находятся в шоке от объёма заказов, который на них обрушивается. Им потребуется время, чтобы перестроить бизнес, наладить поддержку клиентов, развивать маркетинг и продвижение.
Помимо этого в голове потребителя нужно сформировать мнение, что не только Blum или Hettich — это качество, но и среди азиатских производителей есть крупные игроки, следящие за качеством продукции.
Генеральный директор петербургской фабрики ООО "Балтика Мебель" Анастасия Долгая говорит, что процент комплектующих зарубежного производства составляет около 90%. Из них на китайскую фурнитуру приходится 65%, остальные 35% — на европейские бренды.
"Мы заказываем импортные механизмы для изготовления корпусной мебели. Это петли, выдвижные ящики, подъёмные механизмы, а также ручки на фасады, крючки и прочее. Но плитные материалы: ЛДСП, столешницы и фасады МДФ — на 90% производятся в России. И мы активно закупаем продукцию отечественного производства. Но и здесь требуются импортные комплектующие материалы (клей, плёнка, пластик)", — объясняет Анастасия Долгая.
Осложняет работу то, что происходит постоянное повышение цен от поставщиков, а в связи с этим приходится редактировать и отпускные цены. Да и партнёры порой серьёзно подводят. "Абсолютно нет уверенности в том, какой именно товар до нас доедет и в каком количестве. У поставщиков заметно сократился ассортиментный ряд, в связи с чем и мы вынуждены сокращать список нашей номенклатуры", — признаётся Долгая.
Если говорить именно об импортозамещении, то на налаживание производства отечественной фурнитуры в таком же количестве и такого же качества, как это делает Германия, Австрия и Китай, могут уйти годы.
Максим Макаров при этом отмечает, что полное импортозамещение возможно и прямо сейчас, если отказаться от некоторых привычных и удобных вещей: скрытые направляющие с доводчиками, открывание от нажатия, петли с демпферами. Но это отбросит отрасль на 40 лет назад. "Можно, конечно, назвать это модным крафтовым направлением, но по сути это существенное снижение потребительских характеристик мебели", — подчёркивает он.
Основатель и генеральный директор агентства INFOLine Иван Федяков говорит, что в апреле произошло резкое падение спроса, которое отразилось на всех категориях товаров народного потребления. Но в мебельной отрасли оно оказалось одним из сильнейших — 23–25%. Поэтому проблемы с точки зрения производства будут с лихвой перекрыты проблемами с точки зрения сбыта. Вернётся ли спрос на прежний уровень — будет зависеть от развития событий на Украине. Пока источников для роста нет, так как происходит падение доходов, ипотека стала невыгодной, а значит, покупать мебель не на что и незачем. Единственный момент, который может сыграть в плюс для местных производителей, — приостановка работы ИКЕА, которая занимала существенную долю рынка и являлась дискаунтером.
"При этом ассортимент в магазинах сохранится, но он будет другим, так как производители и ретейлеры переориентируются на низкий ценовой сегмент. И это объективная реакция на те события, которые происходят. Произойдёт обеднение ассортимента, то есть сокращение количества SKU и увеличение доли дешёвых товаров", — заключает Федяков.