В Петербурге нейрохирурги впервые удалили опухоль мозга ребёнку в сознании

Автор фото: vk.com/almazovcentre
Врачи Национального медицинского исследовательского центра имени Алмазова (НМИЦ им. В. А. Алмазова) впервые провели операцию по удалению опухоли мозга ребёнку, который в этот момент находился в сознании.
Об уникальном случае в практике нейрохирургов в пресс-службе медучреждения рассказали в понедельник, 4 апреля. Операция потребовалась 15-летнему жителю Мурманска. Первым симптомом заболевания стал внезапный эпилептический приступ.
"В школе во время перемены я перестал понимать, что говорят одноклассники, — слышу, что ко мне обращаются, но не могу понять слова. А уже через несколько мгновений помню, что очнулся, лежу и вокруг меня все собрались…" — рассказал мальчик.
После магнитно-резонансной томографии в мозгу подростка обнаружили опухоль диаметров около 3 сантиметров. Новообразование располагалось в речевой зоне — на стыке височной и теменной долей. Специалисты НМИЦ имени Алмазова подчеркнули, что именно этот участок отвечает за понимание речи, выстраивание сложных фраз и возможность распознавать и называть предметы своими словами.
Поскольку такое расположение образования встречается нечасто, а оперативное лечение сопряжено с риском повреждения одной из основных функций мозга, мальчика направили в петербургский НМИЦ имени Алмазова. Перед операцией он прошёл тщательное обследование, в ходе которого было принято решение вывести его из наркоза непосредственно во время оперативного вмешательства. Это позволило нейрохирургам выделить точное расположение речевой зоны коры относительно опухоли.
Как сообщал "ДП" ранее, в ноябре прошлого года нейрохирурги Петербургского онкоцентра уже проводили операцию по удалению опухоли мужчине, который в этот момент находился в сознании. На сегодняшний день подобные операции успешно проводятся во многих хирургических центрах страны, однако в случае с детьми подобная процедура требует точного алгоритма отбора.
"Наряду с некоторым физическим неудобством во время подобной операции ребенку необходимо длительно удерживать внимание, прилагать волевые усилия для правильного выполнения заданий, — объясняет нейропсихолог Ольга Шмелёва. — Поэтому проведение интраоперационного картирования с пробуждением доступно детям с личностной и интеллектуальной сохранностью. Задачи нейропсихолога: психологически подготовить ребёнка к пробуждению в операционной, создать установку на оптимальное проведение предстоящих речевых тестов, поддерживать длительный речевой контакт во время операции и оценить динамику нейропсихологического статуса после неё".
Перед началом операции лечащий врач мальчика Олег Дон подробно объяснил ход операции пациенту и его матери, а также рассказал о потенциальных рисках. Аналогичную беседу провёл и анестезиолог Виталий Новиков: он объяснил, как именно будет действовать наркоз и как будет происходить выход из него на операционном столе.
Перед началом хирургического вмешательства мальчика погрузили в общий наркоз, выполнили трепанацию черепа, рассекли твердую мозговую оболочку, определили при помощи УЗИ расположение опухоли, а после этого из наркоза вывели. Участки мозга, где находится речевая зона, разметили цифрами, после чего приступили к стимуляции каждого из них, попутно проверяя ответную реакцию.
В этот момент нейропсихолог вёл постоянный диалог с пациентом, а врачи следили, не путает ли он слова, а также проверили способность применять глаголы и существительные. Когда хирург подошел близко к речевой зоне, были отмечены серьёзные изменения в речи: мальчик был не в состоянии вспомнить название предметов на картинках. Например, увидев изображение теннисной ракетки, он сказал, что это предмет для игры в теннис.
"Это заставило нас немедленно остановиться и не затрагивать данный участок, — рассказал заведующий отделением нейрохирургии №6 Центра Алмазова Артём Пальцев. — Как только это было сделано, речевая функция вернулась в норму".
В итоге опухоль была успешно удалена. В первые сутки после операции у мальчика наблюдались незначительные транзиторные приступы, во время которых он не мог вспомнить названия отдельных предметов, однако они быстро регрессировали. Врачи полагают, что это произошло из-за сосудистого отёка, возникшего после хирургического вмешательства. Нейрохирурги отметили, что это было ожидаемо, учитывая, что манипуляции проводились внутри высокофункциональной зоны мозга.
Автор: vk.com/almazovcentre