Световые проекции вытеснят граффити с улиц Петербурга

Автор фото: Сергей Ермохин

Световые перформансы в Петербурге появились как способ замораживания градозащитных конфликтов. Но потенциал их выше — при должном подходе они могут сформировать образ города на новом художественном уровне.

В ноябре 2020 года совместными усилиями "Ленсвета" и КГА в городе появилась первая световая проекция. Глухую стену дома в Кузнечном пер., где когда–то жил Достоевский, разнообразили портретом писателя.
Это произошло после того, как городские власти декларировали отказ (как выяснилось впоследствии, не окончательный) от строительства в переулке нового здания при музее. Общественность выступала против вырубки сквера под застройку, и в пылу предвыборной борьбы зелёную зону тогда пообещали сохранить. В рамках кампании по сохранению сквера активисты предложили нарисовать портрет Достоевского, но в охранной зоне по закону это не сделать (КГА с КГИОП заняли насчёт подобной практики довольно жёсткую позицию, от которой отступали только в отдельных случаях на Петроградской стороне).

Настенный компромисс

Опыт признали удачным: в марте 2021 года на брандмауэре одного из домов на Московском пр., близ трамвайного парка, появился световой портрет (в виде чёрно–белой фотографии) одного из изобретателей трамвая — Фёдора Пироцкого. Горожане добивались установки памятника Фёдору Аполлоновичу, предлагая для него, к слову, другое место — Дегтярный пер., неподалёку от того места, где Пироцкий запустил свой первый трамвай.
Процесс пошёл. По словам источников, от желающих увековечить того или иного достойного деятеля нет отбоя. Все обращения по поводу присвоения именных названий улиц или скверов удовлетворить невозможно. В 2021 году в Смольном стали активнее использовать проекции как средства увековечивания людей, событий и смыслов. На здании Российской национальной библиотеки на Невском пр. появился портрет Петра I. На корпусе той же библиотеки на Московском пр. — философские изречения. Не менее оригинально подошли к вопросу на пл. Ломоносова (у здания КГИОП и КГА): там возникли изображения построек известных петербургских архитекторов (Казанский собор, павильон Катальной горки в Ораниенбауме и др.) вместе с именами их авторов.
В "Ленсвете" корреспонденту "ДП" рассказали, что сегодня проекции установлены по 15 адресам. Ещё один, 16–й, был анонсирован в пятницу — к 140–летию Корнея Чуковского, совместный с литературным музеем "XX век". "Оборудование приобретается за счёт внебюджетных источников финансирования. Трансляция световых проекций не несёт для горожан никаких финансовых затрат", — заверили в "Ленсвете". В КГА, в свою очередь, говорят, что и в новых условиях "вопрос заморозки проекта не обсуждался".

Выглядел несимпатично

Самая, пожалуй, громкая история связана с граффити Даниила Хармса на ул. Маяковского. Этот рисунок был выполнен самовольно. Многим он пришёлся по вкусу, других же смутил. В том числе кого–то из местных жителей. После того как районная администрация выиграла суд с ТСЖ с требованием привести брандмауэр в первоначальный вид (в КГА говорят, что изображение на лицевом фасаде никак не могло быть согласовано), стало очевидно, что юридических путей сохранить его нет. Тем не менее активистам и властям удалось прийти к некоему компромиссу — световой проекции на том же месте. Такой подход, правда, не устроил авторов граффити, о чём последние написали в одной из заблокированных ныне социальных сетей. В КГА, впрочем, и не собираются использовать творчество уличных художников. Там сообщили "ДП", что когда чёрный контурный рисунок попытались перевести на проекцию, он выглядел размыто и "несимпатично".
Комитет до 16 апреля ведёт приём идей на новый вариант, в котором "многогранность и сложность творческого характера Даниила Хармса" будут воплощать сразу несколько изображений, сменяющих друг друга.
Автор: Сергей Коньков/ТАСС

Чтобы могли пощупать

В более глобальном виде идея со световыми рисунками была опробована ещё на одной потенциально конфликтной точке — на месте задуманной когда–то архитектором Бартоломео Растрелли, но так и не построенной 170–метровой колокольни Смольного собора. Возникшие пару лет назад планы Фонда содействия восстановлению объектов истории и культуры в Санкт–Петербурге по строительству этого сооружения так и остались не реализованы. Проект не вынесли на Cовет по сохранению культурного наследия, хотя собирались это сделать. И вот в декабре 2021–го при поддержке того же фонда силуэт колокольни временно выстроили при помощи целого роя светящихся в ночи беспилотных летательных аппаратов. "Мы хотим показать этот проект, чтобы люди могли “пощупать” руками, глазами и сказать — да или нет", — объяснял телеканалу "Санкт–Петербург" директор фонда Илья Козлов.
Игра со светом вызывает полярные мнения. "Лично мне идея (с проекциями. — Ред.) не нравится, я считаю, что брандмауэры сами по себе — особенность города", — говорит координатор движения "Центральный район за комфортную среду обитания" Ярослав Костров. А вот архитектор Степан Липгарт положительно относится к попыткам "работать с искусственным светом в городе, где большая часть года — тёмная". Замена граффити проекцией, по его мнению, — "достаточно изящное решение". "Здорово, что нет идеи уничтожить (граффити), не создавая ничего взамен, а заменить чем–то, подумать и прийти к какому–то компромиссу", — рассуждает зодчий. По его словам, если говорить о случае с Хармсом, то и существующее изображение было "очень петербургским". Но подобные работы должны появляться "не по произволу", а после согласования. "Я за регламентирование таких вещей", — резюмирует Липгарт.
"Физического изменения фасада не происходит, и с формальной точки зрения это такое безобидное решение, которое может рассматриваться как действительно временное, не изменяющее архитектурный облик", — говорит экс–глава экспертной группы комиссии по горхозу ЗакСа Александр Карпов. Если же речь пойдёт уже о каркасных конструкциях (например, о символическом изображении облика той же колокольни в виде сооружения–каркаса), то это будет нуждаться в закреплении в законе. К слову, градозащитники уже поднимали вопрос о необходимости регулирования светового облика города, настаивая на отключении подсветки в белые ночи. Но предложение пока не нашло поддержки.
"Мы привыкли к тому, что вопрос синтеза искусств и архитектуры решается вполне определёнными материальными способами: мозаикой, скульптурой, иными формами монументального искусства", — говорит член правления Всемирного клуба петербуржцев, экс–главный художник Петербурга Иван Уралов. — Но мы живём во время, когда существует и цифровое искусство. Почему бы его не направить на те случаи, когда сложная архитектура Петербурга не позволяет без ущерба для себя, для фасадов города что–то памятное разместить?"
Можно проецировать фигуры писателей, которые словно путешествуют от дома к дому, где они в разное время жили. Можно воспроизводить силуэты утраченных зданий, сохраняя память места. Свет в городе тёмных и белых ночей играет большую роль. "Это очень интересная задумка для того, чтобы создать историко–световой образ Петербурга. Но должна быть сильная художественная программа", — говорит Уралов.