Пиво сменит национальность: лидеры рынка уходят из России

Завод "Балтика"
Автор фото: Тихонов Михаил
Завод "Балтика"
Автор фото: Тихонов Михаил

Крупнейшая в России пивоваренная компания "Балтика", а также российский бизнес Heineken выставлены на продажу. Об этом синхронно заявили их владельцы — транснациональные пивные компании, которым принадлежит треть местного рынка. По мнению экспертов, уход может оказаться формальным.

В понедельник, 28 марта, сразу два пивных гиганта Carlsberg и Heineken заявили о намерении покинуть российский рынок. "Мы приняли трудное и безотлагательное решение добиться полной продажи нашего бизнеса в России, что мы считаем правильным в нынешних условиях. В итоге мы прекратим своё присутствие в России", — говорится в сообщении Carlsberg.
Датский Carlsberg работает в России через принадлежащую ему компанию "Балтика". "Пивоваренная компания "Балтика", являясь дочерней организацией Carlsberg Group в России, продолжает свою операционную и коммерческую деятельность в текущем режиме на период поиска нового владельца и до момента завершения сделки с ним. 8400 сотрудников в России сохранят свои рабочие места и все социальные гарантии. Компания намерена передать бизнес новому инвестору в полном соответствии с международным и российским законодательством", — пояснили в "Балтике".
Голландская компания Heineken N.V. чуть раньше объявила о намерении "передать" свой российский бизнес новому владельцу в России. Она сообщила, что не только не получит от сделки прибыли, но и зафиксирует убытки в размере около 0,4 млрд евро. До конца 2022 года Heineken обещает платить зарплату своим 1800 российским сотрудникам, а также выполнять все взятые на себя обязательства.
Характерно, что 9 марта обе компании также синхронно заявляли о своём намерении приостановить продажу в России своих флагманских брендов и ряд других операций.
"Балтика" оценивает свою долю на российском пивном рынке в 27,3%. Доля Heineken, по оценке INFOLine, составляет около 10%. В "большой тройке" транснациональных корпораций, работающих в России, присутствует также AB InBev Efes с долей порядка 25%. Эта компания, по сообщениям СМИ, запросила контролирующего акционера приостановить действие лицензии на выпуск и продажу бренда Bud в РФ. Контролирующий акционер компании Anadolu Efes зарегистрирован в Турции.
Carlsberg вышел на российский рынок в 2000 году, Heineken — в 2002-м. Датская компания купила в Петербурге "Балтику", голландская — пивзавод "Степан Разин". С 2000 по 2007 год российский рынок пива вырос более чем вдвое. Но последние 2 года он растёт незначительными темпами и в 2021 году составил, по разным оценкам, от 765 до 874 млрд рублей.
Начальник аналитического отдела ИК "ЛМС" Дмитрий Кумановский оценивает стоимость "Балтики" в 287 млрд рублей, а российского бизнеса Heineken — в 105 млрд рублей по текущему курсу доллара и евро. Однако ряд экспертов полагают, что стандартной сделки купли-продажи не будет.
"Я думаю, что они до конца 2022 года будут искать покупателя и не найдут. Ситуация тем временем как-то рассосётся. И в конце года компании спокойно продолжат работать на российском рынке", — предположил эксперт алкогольного рынка, попросивший об анонимности.
"В моём понимании данные сделки проходят сейчас без денежного участия, — говорит генеральный директор ИА INFOLine Иван Федяков. — Взять сейчас какие-то реальные денежные средства и вложить в данный бизнес — мало того что это очень рискованно, учитывая полную неопределённость будущего на фоне геополитических событий, так ещё и какой смысл это делать, когда банки предлагают доходность 25% годовых? Сейчас по большому счёту любые инвестиции нецелесообразны просто по причине того, что банковский доход значительно выше".
"Покупателя на их активы в России, на мой взгляд, нет", — соглашается директор центра исследований федерального и региональных рынков алкоголя ЦИФРРА Вадим Дробиз.
С 24 февраля, когда российские власти начали военную спецоперацию на Украине, несколько сотен зарубежных компаний ушли из России или приостановили в ней свою деятельность.