Популярные блогеры и рекламодатели начали перебираться на Rutube

Автор фото: shutterstock

Российский видеохостинг очень не скоро сможет заменить YouTube.

Тревожные сообщения о возможной блокировке YouTube в России беспокоят блогеров. Инфлюенсеры, получающие доход от монетизации своего контента, вынужденно стали активнее изучать возможности отечественного аналога — Rutube. Как рассказали "ДП" в пресс–службе видеохостинга, с 28 февраля по 6 марта число новых регистраций на Rutube увеличилось в 5,5 раза, а количество загруженного контента — в 2,8 раза. Количество новых пользователей за неполный март составило 25 млн.
Среди новых пользователей — известные блогеры–миллионники и другие медийные личности. В числе петербургских авторов — поп–группа "Марсель". Также свой блог на Rutube ведёт психолог Вероника Степанова, уроженка Северной столицы. Среди учебных заведений города официальные каналы появились у Лесотехнического университета (СПбГЛТУ) и Политеха Петра Великого.
На прошлой неделе видеохостинг объявил, что если пользователь зарегистрировался в период с 14 марта по 30 апреля, он получает 100% дохода от монетизации в течение 40 дней (если в дальнейшем не будет принято решение о продлении акции). Для всех ранее зарегистрированных пользователей акция действует с 14 марта по 24 апреля включительно. "Деньги начинают начисляться сразу, с момента регистрации блогера. Но подать заявку на монетизацию можно после прохождения порога в 5 тыс. совокупных просмотров видео. Деньги можно вывести, когда на счету пользователя накопится минимум 3 тыс. рублей", — пояснили в пресс–службе видеохостинга.
Многие блогеры пока относятся настороженно к переходу на отечественную платформу. По мнению Алексея Столярова (3,44 млн подписчиков на YouTube), Rutube сможет стать абсолютной заменой YouTube, только если последний окажется полностью недоступен в стране, а это маловероятно. Пока среда создателей онлайн–контента адаптируется к новым условиям и продумывает дальнейшие шаги.
Креативный директор агентства Players Василий Ящук отмечает: чтобы сделать платформу максимально удобной для авторов контента и зрителей, её создателям необходимо решить несколько задач. "Во–первых, важно, чтобы блогерам было удобно монетизировать контент. Во–вторых, должна быть выстроена экосистема работы с авторами: служба поддержки, команды, руководители, которые мотивируют составлять контент. Такие службы работают на YouTube и в TikTok. Также нужны алгоритмы, которые помогают правильно рекомендовать контент. Чтобы судить об успешности Rutube, нужно посмотреть, как они на каждый из этих пунктов ответят", — рассуждает эксперт.
Создатель и редактор научно–просветительского проекта "Антропогенез.ру" Александр Соколов указывает, что сейчас для Rutube, вероятно, наступил удобный момент для развития. Но пока шагов в этом направлении маловато. "Создатели отключили возможность комментирования. Для соцсети это фиаско. Число просмотров ролика не отображается, непонятно, почему так. С монетизацией тоже сложно. Мне однажды собирались перечислить от платформы очень небольшую сумму, но для этого попросили прислать копию паспорта, выписку из реестра индивидуальных предпринимателей, копию свидетельства о применении УСН и ещё кучу документов. Плюс у них действует модерация контента: ролик должен быть одобрен, прежде чем его пустят “в эфир”. Ничего подобного в YouTube нет", — поделился он.
По словам руководителя маркетингового агентства "Брусника" Теххи Полонской, предпринимателям, с которыми она общалась, площадка Rutube кажется не очень удобной. "Есть срез небольших блогеров, кто ведёт, предположим, проект в стиле “ремонт своими руками” или кулинарные блоги. Вот они туда пойдут. Чтобы заинтересовать крупных блогеров, ориентированных на молодую аудиторию, нужно применить стратегию TikTok — привлечь самых ярких представителей, дать им привилегии, возможно, субсидировать продвижение. Тогда они могут задать тренд и привести за собой своих подписчиков", — говорит Полонская.
Несмотря на недовольство блогеров, всем более–менее очевидно, что на современных видеохостингах без модерации никак не обойтись. Сервисы обязаны соблюдать законодательство об авторском праве, не допускать размещения запрещённого или неприемлемого контента, а также проверять соответствие возрастным ограничениям.
Накануне замглавы комитета Госдумы по информационной политике Антон Горелкин в Telegram сообщил, что пользователи видеохостинга смогут авторизоваться на нём через "Госуслуги", что избавит от необходимости проходить модерацию. "Технически это будет работать так: заходите на Rutube через свой аккаунт, привязываете его к “Госуслугам” через ЕСИА и получаете возможность размещать ролики без премодерации (но сервис оставляет за собой право проверить их на соответствие правилам в дальнейшем)", — написал депутат. В Госдуме считают, что это облегчит задачу и позволит бороться с фейками.
"Госуслуги" — продукт, который уже хорошо изучен российскими пользователями. "Такое решение могло бы облегчить задачу с модерацией, но остаются вопросы: как тогда на Rutube будут регистрироваться блогеры младше 14 лет? Как будут защищены данные граждан при таком слиянии учётных записей?" — отмечает владелец агентства ZAP Никита Петров.
Ещё несколько опрошенных "ДП" экспертов считают, что такой вариант не будет удобен пользователям ресурсов и может быть воспринят ими как барьер.
Зрителю важно удобство нахождения на площадке и просмотра интересующих его роликов. YouTube даёт пользователям возможность выступить спонсорами для авторов. Чтобы аудитория могла перейти на Rutube и не почувствовать разницы, его функционал должен быть не хуже.
Алексей Столяров находит интерфейс Rutube не на 100% удобным для обычных пользователей и считает, что разработчикам стоило бы задуматься над его совершенствованием.
"Сейчас самое время взять за пример более крупные и популярные платформы и адаптировать использование, чтобы каждому, кто зашёл, было комфортно и понятно. Это важно как для самой площадки, чтобы люди здесь оставались, так и для нас, чтобы не терять активность пользователей", — комментирует блогер.
Вопрос лояльности рекламодателей к Rutube, по мнению экспертов, тоже пока остаётся открытым.
"Чтобы рекламодатель начал вкладываться в контент на Rutube, этот контент должен начать собирать те же самые просмотры, которые давал YouTube. Хостинг также должен быть прозрачен с позиции статистики, чтобы можно было оценить масштаб аудитории и глубину просмотров. Какую статистику Rutube сможет предоставить рекламодателям, пока непонятно. Работа в этом направлении у них ведётся, но подробных отчётов мы ещё не видели", — подчёркивает Василий Ящук.
В пресс–службе Rutube в свою очередь утверждают, что интерес к хостингу у рекламодателей высок. Сейлз–хаус "Газпром–медиа" (курирует рекламный инвентарь Rutube) уже размещает там рекламу.