Благое дело: почему важно возрождение объектов культурного наследия

Работы по восстановлению памятников архитектуры — всегда огромная ответственность, так как они затрагивают самые разные сферы жизни не только отдельно взятого города, но и всей страны.

Один из ярких примеров — воссоздание в Санкт-Петербурге храма иконы Божией Матери "Всех скорбящих Радость (с грошиками)".
Духовное богатство
История чудотворной иконы уходит корнями в XVIII век, когда на Шлиссельбургском тракте (ныне проспект Обуховской Обороны) была построена деревянная Тихвинская часовня. Во время грозы в 1888 году она сгорела дотла. Невредимой осталась лишь икона, которую нашли на пепелище с прилепившимися мелкими монетами — "грошиками" из разбившейся кружки для пожертвований. Впоследствии образ Богородицы прославился многочисленными исцелениями верующих, которые прикладывались к нему. Это первая и единственная икона, чудо с которой произошло непосредственно в Петербурге. В честь неё в 1898 году по проекту архитектора А. И. фон Гогена был выстроен храм в духе московско-ярославского зодчества XVII века. Чуть позже появилась каменная часовня, в правой части которой оставили первоначальную деревянную часовню XVIII века. Её каменное здание пережило советские годы, а сама церковь в 1933 году была разрушена до основания. Чудотворную икону спасли прихожане и впоследствии передали её в храм Живоначальной Троицы ("Кулич и Пасха"), где она находится и сейчас.
Воссоздание Скорбященской церкви было инициировано Фондом содействия восстановлению объектов истории и культуры в Санкт-Петербурге (далее – Фонд). Работы начались в 2017 году, тогда же появилась надежда, что икона вновь займёт своё историческое место. На протяжении последних пяти лет она возвращалась в родные стены родного храма лишь на богослужение в престольный праздник 5 августа, собирая многочисленных верующих Северной столицы и паломников из различных стран и городов. Но икона — не единственное, ради чего приходят в этот храм. С духовной историей места неразрывно связана судьба петербургской блаженной старицы Матронушки-Босоножки, около захоронения которой происходят чудесные исцеления и невероятные случаи Божьей помощи, которыми Матрона славилась при жизни по многочисленным сведениям прихожан.
Историческая и художественная ценность
Храм был воссоздан в соответствии с архивными документами и фотографиями, многие из которых сохранились до наших дней не в самом хорошем качестве. Так шла работа по восстановлению расположенной над входом в обитель мозаики, на которой был изображён точный список чудотворной иконы "Всех скорбящих Радость (с грошиками)". Главная сложность здесь заключалась ещё и в том, что изначально надвратный образ был выполнен в технике микромозаики из тянутой смальты — материала, представляющего собой цветное непрозрачное стекло особой выплавки. Эта техника известна со времён Римской империи, ценилась в Византии, в ней работал Михаил Ломоносов. Однако в России микромозаика уже давно не использовалась. В результате, удалось не просто возродить архитектурный шедевр, но и вернуть к жизни уникальные навыки работы с тянутой смальтой, что бесценно как для реализации последующих реставрационных проектов, так и для развития изобразительного искусства в целом.
Ещё одна немаловажная деталь — на куполах мастера смогли восстановить хрустальные кресты, которые ещё при постройке церкви в 1896 году являлись её отличительной особенностью.
Социокультурная составляющая
Любой храм — это не только достояние русской православной церкви, место паломничества верующих или объект культурного наследия. Это ещё и неотъемлемая часть городской среды, некая доминанта, куда приходят жители из окрестных домов, а иногда и со всего города.
С тех пор, как началось восстановление Скорбященской церкви, некогда депрессивный квартал в районе проспекта Обуховской обороны за мостом Александра Невского в буквальном смысле получил второе дыхание.
"Вокруг храма была полностью благоустроена территория, оборудована детская площадка, произведено мощение дорожек и тротуаров гранитной брусчаткой, посажены кусты и деревья, сделано кованое ограждение, — рассказывает директор Фонда Илья Козлов. — На набережной Невы появилась комфортная зона для прогулок, а также понтонный причал для маломерных судов. В прилегающем сквере для озеленения планируется применить "эко-дизайн" и установить малые архитектурные формы: скамейки для отдыха, урны. При этом будут сохранены имеющиеся насаждения и существующие пешеходные дорожки".
Кроме того, подготовлен проект ремонта изгороди в саду имени 30-летия Октября на Слободской улице, который предполагает визуализацию ограждения в соответствии с фактически сохранившимися элементами. Выполняются работы по созданию наружного освещения территории и архитектурной подсветки. В Фонде также предусмотрели благоустройство тротуаров не только вдоль храмового комплекса, но и домов с противоположной стороны на участке от пересечения проспекта Обуховской обороны со Смоляной улицей.
"Таким образом, город не просто обретёт утерянный в советское время памятник архитектуры, но и получит ещё одно знаковое место, куда устремятся петербуржцы и гости города. А чтобы не забывалась славная история святыни, в цокольной части храмового комплекса будет создан музей", — подчеркнул Илья Козлов.
В настоящее время основные строительно-монтажные работы завершены, окончена внутренняя отделка всех помещений и колокольни. Выполняется роспись храма, изготавливаются каменные изделия церковной мебели, восстанавливаются элементы иконостаса.
В 2022 году церковь иконы Божией Матери "Всех скорбящих Радость (с грошиками)" осветят. К этому знаменательному событию и планируется приурочить торжественное возвращение чудотворной иконы в родные стены.