Поблажки для избранных: кого поддержат новые налоговые послабления

Автор фото: nalog.gov.ru

Госдума на следующей неделе может принять пакет поправок в Налоговый кодекс. Они позиционируются как эффективные меры помощи бизнесу и гражданам. По факту же коснутся лишь немногих налогоплательщиков.

Законопроект № 84984–8 принят в первом чтении в конце прошлой недели, дата следующего пленарного заседания Госдумы не опубликована. Инициатором поправок в Налоговый кодекс РФ выступило правительство, они подразумевают введение льгот или отсрочек по целому списку объектов налогообложения — от транспорта и компаний туристической отрасли до работников банков и вкладчиков.

Уступки для транспорта

Правительство хочет поднять планку стоимости автомобилей, выше которой владельцы платят транспортный налог с повышающими коэффициентами. Сейчас она установлена в размере 3 млн рублей, после будет 10 млн.
По данным ФНС РФ, в Петербурге на 1 января 2021 года (более актуальные данные не опубликованы) у юрлиц на налоговом учёте находилось 108 тыс. легковых автомобилей, из них по 9,98 тыс. платился повышенный налог. У физических — 1,7 млн и 19,5 тыс. соответственно. По консервативной оценке "ДП", недополученные доходы бюджета города из–за изменения налогооблагаемой базы составят не менее 80 млн от юридических и 160 млн от физических лиц. При запланированных поступлениях в бюджет–2022 по транспортному налогу 12,8 млрд рублей эти суммы незначительны.
Эффект от поблажки будет ощутим в будущем, 2023 году. Сейчас компании платят за прошлый, 2021 год, а за текущий, на который и распространяются изменения, бизнесу нужно будет оплатить налог до 31 марта 2023 года, а населению — до 1 декабря.

Банковское лобби

Одна из не сильно афишируемых поправок — освобождение от налога на материальную выгоду. Преимущественно она касается банкиров, которые оформили ипотеку или потребительский кредит у работодателя на льготных для себя условиях. Сегодняшняя норма предполагает, что матвыгода возникает, когда ставка по кредиту ниже, чем 2/3 от действующей ключевой. И полученная разница облагается НДФЛ по ставке 35%. До повышения ключевой до 20% годовых обязанность платить налог не возникала, если заём был оформлен под 6,3% годовых или выше, на текущий момент — уже 13,3%.
Налог удерживается ежемесячно, в итоге уже в марте с банковских клерков, получивших от своей организации льготную ипотеку по ставке ниже 13% годовых, был взыскан повышенный НДФЛ. Оценить уровень экономии для населения невозможно: помимо банкиров предоставлять ссуды своим сотрудникам могут и другие работодатели. В отчёте ФНС РФ за 2020 год указано, что материальную выгоду от дохода на 189 млн рублей получили 9998 жителей Петербурга.
Реформе подвергается и другая составляющая НДФЛ — откладывается на 2023 год взимание налога на сверхдоходы по срочным депозитам, полученным в 2021–2022 годах. Норма под предлогом помощи больным детям придумана в марте 2020 года. Изначально было озвучено, что облагаться налогом будет доход, полученный от вкладов свыше 1 млн рублей. После внесения поправок в НК РФ выяснилось, что 1 млн рублей — это базовая часть, используемая в формуле расчёта. Она умножается на значение ключевой ставки ЦБ РФ на начало года, в котором клиент получит доход от вклада. Для 2021 года это 42,5 тыс. рублей, для 2022 года — 85 тыс. Внесённые правительством поправки предусматривают, что в будущем при начислении НДФЛ на депозиты будет учитываться максимальное значение ключевой ставки, а не действовавшее на 1 января.
За счёт НДФЛ формируется 40% городского бюджета, поэтому любые изменения в его начислении и удержании могут быть крайне болезненны для региональной казны.
С другой стороны, когда верстался бюджет города на 2022 год, никто не знал, какую сумму налога могли заплатить вкладчики. Поэтому отсрочка до 2023 года не должна сильно помешать чиновникам планировать расходы.
Ещё одно изменение по НДФЛ коснётся бенефициаров бизнеса: предполагается, что если они передадут свои иностранные активы в виде ценных бумаг или долей участия в собственность резидентам РФ, то доход от сделки не будет облагаться налогом. Вероятно, эта поправка стала одним из штрихов для будущих изменений законодательства для облегчения возврата собственности в родную страну.

Поддержка веером

В пакет изменений в налоговое законодательство правительством внесены ещё несколько точечных мер поддержки.
Одной из интересных идей оказалась поблажка по размеру пени за несвоевременную уплату налогов. За каждый день просрочки после первого месяца их размер установлен как 1/150 ставки рефинансирования (которая равна ключевой), или 48,7% годовых. Предполагается снизить её до 1/300 на ближайшие 2 года, что пока (до изменения ключевой ставки ЦБ РФ) будет равно примерно 24,3% годовых. Норма будет действовать на протяжении 2022 и 2023 годов.
На 1 февраля 2022 года ФНС РФ по Петербургу отчиталась о задолженности населения и бизнеса по пеням на 7,2 млрд рублей. С 1 марта эта сумма будет прирастать быстрее, но насколько — непонятно, потому что, с одной стороны, коэффициент дневного прироста уменьшился вдвое, а с другой — ключевая ставка выросла более чем вдвое. И кроме того, физлиц уменьшение коэффициента не коснётся. Пени по просроченным платежам по ЖКХ, налогам или банковскому кредиту будут начисляться из расчёта 1/150 ключевой ставки в день.
Также правительство предполагает на 5 лет обнулить федеральный НДС для гостиничного бизнеса. Не платить его смогут и юрлица, которые введут в эксплуатацию объекты туристической инфраструктуры после 1 января 2022 года. Мера направлена на развитие внутреннего туризма, но, очевидно, не поможет удешевить услуги пропорционально ставке налога 20%.
Предлагается ввести льготы и для другой отрасли: на несколько лет будет обнулена ставка налога на прибыль для IT–компаний. Эта мера не коснётся бюджета Петербурга. Согласно ранее установленным правилам, компании IT–сферы и так платили налог на прибыль в размере 3%, и только в федеральный бюджет.
Нынешняя льгота предусмотрена для юрлиц, аттестованных и внесённых Минцифры в специальный реестр. В открытом доступе он не опубликован. Исходя из данных "Контур.Фокус", с кодами ОКВЭД, упомянутыми в приказах на аттестацию, в Петербурге 1261 юрлицо работает в сфере IT. При совокупной чистой прибыли за 2020 год 26 млрд рублей их экономия на налоге на прибыль может составить менее 0,8 млрд рублей.
Ещё одна налоговая новация — разрешить платить налог на недвижимое имущество по кадастровой стоимости, зафиксированной на 1 января текущего года. Последнее изменение цен на недвижимость в Петербурге КИО проводил в 2020 году, таким образом, местный бизнес и жители города обойдутся и без этой льготы.
Вместе с тем инициаторы поправок в Налоговый кодекс говорят, что не планируют останавливаться на начатом. И скоро, возможно, будут разработаны более эффективные меры, которые могут затронуть другие сферы бизнеса.
Предложенные правительством меры являются первой и достаточно оперативной реакцией на поступивший вызов для экономической системы страны. Решения вряд ли можно назвать тщательно взвешенными и выверенными в силу обстоятельств, при которых они принимаются. Однако логика в целом понятна, закономерна и, я бы сказала, ожидаема. Полагаю, что дальше правительство будет неоднократно корректировать и менять свои подходы в фискальной политике в зависимости от быстро меняющейся экономической обстановки, а также от поступающих внешних раздражителей. Эффективность принятых попыток по облегчению налогового бремени и практическую значимость в заявленных мерах разглядеть сложно. Часть нововведений носит явно декоративный характер и хоть сколько–нибудь значимого эффекта не привнесёт. О каких–либо преференциях для налогоплательщиков и предпринимателей в затрагиваемых отраслях бизнеса речи точно не идёт. Все шаги — это скорее попытка "заморозить" текущие экономические показатели или хотя бы минимизировать потери тех субъектов, на которые направлены льготы. С учётом уже наступивших для них негативных последствий. То есть сейчас стоит задача сделать так, чтобы не стало ещё хуже. Насколько нынешние попытки через изменение налогового законодательства будут удачны, покажет время, делать прогнозы сейчас весьма проблематично.
Вера Спирина
сооснователь юридической компании "Профи–Лекс"
Любые декларируемые меры по финансовой поддержке необходимо концентрировать на те предприятия или группы граждан, которые нуждаются в этом и получат от этих мер действительную экономию своего бюджета. При внесении изменений в Налоговый кодекс всегда необходимо акцентировать внимание, на какую группу населения или бизнес нацелены эти изменения и как будут компенсированы выпадающие доходы бюджета. То есть, грубо говоря, за чей счёт банкет. Если меры вводятся без существенных изменений, они вызывают только раздражение.
Анна Затевахина
первый проректор МБИ имени Анатолия Собчака
Поправки не приняты, говорить об их эффективности преждевременно — давайте посмотрим, будут они действовать с даты утверждения или всё же законодатель распространит их на начало налогового периода. Из интересных — переход на авансовые платежи по налогу на прибыль на основе фактических доходов. И, конечно, снижение штрафных санкций, они могли стать существенной финансовой нагрузкой на предпринимателей. В том числе на тех, кто внезапно столкнулся с вынужденными, пусть и временными, трудностями в банковских проводках, то есть допустил технические задержки.
Екатерина Брусницина
основатель бухгалтерской конторы "Экспресс"

Кризис заставит думать иначе

Александр Пирожков
Обвал рубля и многочисленные санкции создали массу проблем как для российских граждан, так и для бизнеса. То, что стране надо готовиться к высокому уровню безработицы и инфляции, признал даже президент РФ Владимир Путин. Он же огласил позавчера набор мер социальной поддержки, призванных смягчить этот удар. Эти меры, а также налоговые поблажки — составные части общего плана, спешно подготовленного государством для спасения экономики. Премьер–министр РФ Михаил Мишустин во вторник огласил стоимость этого плана — 1 трлн рублей. И объявил, что всего в него включено порядка 100 инициатив.
Однако, как полагает главный экономист Альфа–Банка Наталия Орлова, эта сумма пока выглядит незначительной — менее 1% ВВП, тогда как в 2014–2015 годах, когда Россия тоже попала под шквал санкций и испытала более чем двукратную девальвацию рубля, пакет мер господдержки оценивался в 3% ВВП, а в 2020–2021 годах, в период пандемии коронавируса, — в 6%.
Между тем нынешний шок для экономики обещает быть более значительным. Если в 2015 году российский ВВП снизился на 2%, а в 2020–м — на 2,7%, то в этот раз падение ожидается более глубокое. Так, экономисты Центра макроэкономического анализа и краткосрочного прогнозирования (ЦМАКП) в опубликованном на сайте этой организации прогнозе оценивают ожидаемое падение ВВП РФ в 2022 году в 6,3–6,6%, причём за один год страна к росту не вернётся. В 2023–м ЦМАКП предсказывает снижение ВВП на 2–2,3%, а в 2024–м — на 0,3–0,5%.
Наталия Орлова надеется, что план объёмом 1 трлн рублей — это только начало, и ждёт увеличения стоимости господдержки в ближайшие месяцы. Она полагает, что правительство пока ещё просто не до конца оценило масштаб будущего ущерба.
Оценить потери можно будет только по завершении спецоперации на Украине и снятия с России хотя бы части самых жёстких санкций. Если спецоперация затянется на многие месяцы, то санкционный пресс не ослабнет, а скорее, даже усилится. Тогда привычными мерами господдержки экономику вряд ли удастся спасти.
Единственным шансом на преодоление кризиса в этих условиях будет тотальная либерализация экономики, наподобие НЭПа при советской власти. Отказ от большей части бюрократических препон для бизнеса плюс максимально дешёвое кредитование. Да, это может ускорить инфляцию, но при желании можно найти и применить механизмы для сглаживания негативного эффекта. Пока никаких предпосылок к такому развороту экономической политики не видно, но другого пути, возможно, нет. В случае удачи потом историки напишут, что если бы этого кризиса не было, его стоило бы организовать намеренно. Хотя кто сказал, что он случаен?