Дрогери-ретейлу придётся перекраивать ассортимент и повышать цены

Автор фото: Коньков Сергей

Азиатская сеть дрогери–магазинов Watsons уходит из Петербурга (безо всякой связи с событиями на Украине). Эксперты считают, что вовремя: этот сектор ждут тяжёлые времена.

Компания сворачивает всю свою деятельность в России. В Петербурге ей принадлежало 47 магазинов. Решение об этом было принято по итогам финансовых результатов.
"На протяжении многих лет компания предпринимала ряд действий для улучшения эффективности бизнеса, однако это не принесло ожидаемого результата", — отмечает генеральный директор Watsons Russia Андрей Мельников.
Последние магазины сети будут закрыты в конце июня. Доля компании на рынке дрогери в Петербурге составляет порядка 15%. Старший консультант Rusland SP Retail Денис Неробеев подчёркивает, что не на всех своих точках сеть работала эффективно, карта развития Watsons вызывала большие вопросы: "Это связано с тем, что бюджет на аренду у компании был ограничен 300 тыс. рублей, поэтому локации не всегда выбирались удачно".
Денис Неробеев считает, что удачные точки Watsons вполне могут занять "Улыбка радуги" и "Магнит Косметик", которые наращивают своё присутствие в регионе. Новых сетей дрогери в ближайшее время не предвидится. Часть помещений Watsons являются универсальными, поэтому подойдут и для других категорий арендаторов: от пекарен до продуктовых магазинов. В Петербурге в сегменте дрогери продолжают работать сети "Улыбка радуги", "Магнит Косметик", "Подружка" и небольшая сеть "Скарлетт".
Партнёр, руководитель отдела исследований и консалтинга IPG.Estate Валерий Трушин вспоминает, что, когда сеть называлась "Спектр", её позиции на рынке были очень сильны. Позже, с агрессивной экспансией основных конкурентов ("Улыбка радуги", "Магнит Косметик"), уже изменившая название и стиль сеть начала сдавать позиции высокими темпами. Это в том числе сопровождалось закрытием ряда магазинов.
Генеральный директор "Лаборатории трендов" Елена Пономарёва отмечает, что сейчас наступили тяжёлые времена для данного сегмента ретейла, поскольку уже сильно выросли цены на бытовую химию и косметику. Некоторые косметические компании объявили о приостановке работы с Россией или о значительном росте цен.
Например, P&G (выпускает товары под брендами Always, Ariel, Tide, Lenor, Pampers, Gillette, Pantene и др.) уже повысил свои цены в среднем на 43%, на некоторые позиции закупочные цены выросли на 67%. В связи с этим эксперт отмечает, что в ближайшее время в стране сильно упадёт спрос на такую продукцию и неизбежно сместится в сегмент товаров первой необходимости.
"При этом многие ретейлеры совсем отказываются от промоакций, потому что им тоже надо как–то выживать. Потребители в свою очередь бытовую химию и товары для дома будут приобретать в интернет–магазинах, где удобно искать более выгодные ценовые предложения", — отмечает эксперт.
Пономарёва замечает, что сейчас дрогери–ретейлеры будут вынуждены перекраивать ассортиментную матрицу, чтобы предложить потребителям более доступные товары и заменить зарубежную продукцию.
Вероятно, уклон может быть сделан в сторону белорусских марок и небольших российских производителей.