Живите с "Миром": кто придёт на смену Visa и MasterCard

Автор фото: Сергей Коньков

Для резидентов России осталась одна международная платёжная система — китайская UnionPay.

Одна за одной международные платёжные системы (МПС) прекратили обслуживать карты своих брендов, выпущенные российскими банками. Первыми стали Visa и MasterCard. Затем о решении остановить обслуживание карт заявила American Express. На текущей неделе пример с конкурентов взяла японская JCB. Пока держится китайская UnionPay, на верность рыночным принципам которой возлагают надежду российские банки и жители страны.

Локализация на треть

Теперь невозможно осуществить платёж картами МПС, выпущенными российскими банками. Речь идёт как об операциях за границей, так и об оплате в интернете, если платёж обрабатывается иностранными операторами. Пластик с логотипами Visa, AmEx или MasterCard может работать только внутри РФ. При этом многие российские банки заявили о продлении срока действия таких карт, а после обещают перевыпустить карты "Мир".
В 2014 году часть жителей РФ уже столкнулись с тем, что их банковская карта внезапно превратилась в бесполезный кусок пластика: тогда сразу две МПС без предварительных уведомлений заблокировали обслуживание карт банка "Россия" и СМП–банка, оказавшихся в санкционных списках. Именно эта история и побудила российских финансовых чиновников начать работу по локализации платежей и сокращению зависимости РФ от переменчивых в своих решениях иностранцев.
В России появилась своя собственная платёжная система "Мир", оператором которой выступает АО "НСПК". На её платформе развиваются сервисы бесконтактной оплаты Pay и работает cистема быстрых платежей (СБП). По данным АО, за всё время выпущено более 100 млн карт, точное количество действующих из них неизвестно. По оценкам ЦБ РФ, на "Мир" в 2021 году приходилось 25,2% всех операций по картам в РФ и 32,3% выпуска новых карт. Остальное на сегодня приходится на иностранные МПС.
Появившись в 2015 году, НСПК за неполных 7 лет сумела выйти на трансграничные рынки — картой "Мир" можно оплачивать покупки в 10 странах, среди которых Турция, Вьетнам, Армения, Узбекистан, Беларусь, Казахстан, Кыргызстан, Таджикистан, Южная Осетия и Абхазия.
Финансовые результаты платёжные системы всегда держали в тайне. Понять, сколько они зарабатывали в РФ, невозможно. Visa относит Россию к региону CEMEA (Центральная и Восточная Европа, Ближний Восток и Африка), MasterCard делит мир на США и другие страны. В годовом отчёте одной из них со ссылкой на международную исследовательскую компанию Nielsen указано, что по итогам 2020 года в мире было выпущено 3,6 млрд карт Visa, 2,3 млрд — MasterCard. При этом по оборотам в мире лидирует UnionPay, несмотря на то что за пределами Китая у неё выпущено менее 1% от общего количества.
Приостановка работы иностранных платёжных систем на территории РФ больно ударит по самим МПС, неизбежно потеряющим доход в виде так называемых членских взносов и комиссий, которые им платили банки–эмитенты.

Пересмотр тарифов

Опрошенные "ДП" участники рынка эквайринга не смогли сформулировать мнение, как будут развиваться платёжные отношения между МПС и российскими банками в ближайшем будущем: возможны как судебные прецеденты, так и эффектное возвращение систем на отечественный рынок.
Пока же финансовые потери несут обе стороны конфликта. С каждой операции торговая точка платит фиксированный процент банку–эквайеру, принимающему платежи. Часть этой суммы он оставлял себе, часть — перечислял банку–эмитенту, выпустившему карту, и третью — переводил МПС. Именно размер этой комиссии МПС держится в секрете: за последние несколько лет она неоднократно повышалась, в том числе из–за снижения средней суммы покупки, несмотря на усиление конкуренции со стороны локальных платёжных систем (в РФ — "Мир").
По данным Банка России, в 2021 году банковскими картами, выпущенными для жителей Петербурга, было совершено операций по покупке товаров и услуг на 2,9 трлн рублей. Если оценивать диапазон комиссии, которую забирали себе МПС, в 0,11–1% от каждой операции, то выпавшие доходы платёжных систем могут составить 3,2–29 млрд рублей. Маловероятно, что эта сумма вернётся в виде скидки на товары и услуги: за неё начнёт биться "Мир". И что более вероятно — китайская UnionPay.
Из–за ухода МПС пострадают доходы и российских банков–эмитентов, и банков–эквайеров: они не смогут получать комиссии за проведение расчётов не только за границей, но и в онлайн–магазинах, а также через международные сервисы бесконтактных платежей.
После закрытия границ в 2020 году из–за пандемии коронавируса банки и так стали зарабатывать меньше на трансграничных операциях. После прекращения поставок товаров из–за рубежа покупки в иностранных онлайн–магазинах тоже утратили свой смысл. Но потеря рынка бесконтактных операций серьёзно может ударить как по банкам, так и по остальному бизнесу. Сегодня совершенно непонятно, как оперативно восстановить заблокированные платежи через бесконтактные системы (сервисы с окончанием –Pay, в том числе распространённые в РФ GooglePay, SamsungPay, ApplePay). Отечественная альтернатива в виде MirPay так и не стала массовой, несмотря на внедрение различных программ лояльности и скидок на товары и услуги повседневного спроса. С другой стороны, как отмечает один из экспертов "ДП", сама система MirPay как–то недальновидно была разработана для работы на сервисах Google. Который постепенно расширяет круг собственных санкционных ограничений.

Приостановка развития

Тем не менее внезапность ухода МПС с рынка приостанавливает или вовсе отменяет все совместные наработки и проекты, которые в среднесрочной перспективе могли бы существенно удешевить и упростить денежные расчёты между потребителями и платёжными системами.
Так, в январе текущего года председатель и главный исполнительный директором Visa Альфред Келли рассказывал инвесторам, что система подключила к своей платформе Visa B2B Connect (трансграничные переводы для бизнеса) российский Сбербанк. Отечественная кредитная организация должна была начать предоставлять эту услугу до конца текущего года: платформа сокращает время и затраты на клиентские платежи между странами, минуя банки–посредники. Есть и другие проекты, направленные на удешевление эквайринга для МСБ и развитие рынка безналичных платежей. Но в целом ситуация намного перспективнее, чем была в 2014 году. С оговоркой, что поставщики оборудования не последуют за МПС.
За последние годы предпринята масса усилий для развития национальной платёжной системы и стимулирования рынка безналичных платежей. Это позволит снизить негативный эффект от "бойкота" МПС, хотя он, безусловно, будет. Сокращение рынка может произойти совсем скоро, но, на мой взгляд, этому будут способствовать совсем другие факторы. На текущий момент нет явных предпосылок к пересмотру тарифов эквайринга (доместиковые карты Visa и Mastercard продолжают работать). Очевидно, что будет расти доля карт "Мир". И занять более значимое место на рынке не упустит свой шанс китайская UnionPay.
Владимир Прибыткин
председатель совета директоров банка "ПСКБ"
Главные бенефициары от всего происходящего — ЦБ РФ, НСПК, государство. Цифровой рубль и инструменты, его обслуживающие, — наше ближайшее будущее. Крупные банки–эмитенты с высокой долей МПС в эмиссии в серьёзном проигрыше. Их бизнес–модели опять не поспевают за ситуацией. Доходы от карточных проектов серьёзно пострадают. Когда они ещё на совместных проектах с UnionPay начнут зарабатывать… Небольшие кредитные организации, вовремя рассмотревшие тенденции НСПК и ЦБ РФ, будут чувствовать себя хорошо. Спрос на СБП, который мы реализуем в любых форм–факторах, растёт лавинообразно.
Денис Бобылёв
председатель правления ПНКО "Элплат"