Впрочем, появились предпосылки к смене тренда — территорию, занятую деревьями, могут расширить и наделить её охранным статусом.
Зелёный пояс вокруг Ленинграда начали создавать в 1948 году, после окончания Великой Отечественной войны. За годы военных действий многие населённые пункты рядом с городом на Неве были полностью стёрты с лица земли, а зелёные насаждения сильно повреждены. Так, на территории, где ныне расположен Невский лесопарк, от артиллерийского обстрела погибло 90% деревьев. Таким образом, в 1948 году открылась возможность почти с чистого листа спланировать окрестности мегаполиса. Лес постепенно восстанавливался, бонитет (показатель продуктивности леса. — Ред.) лесных массивов повышался, биоразнообразие увеличивалось. Высокая лесистость окрестностей города привела к росту поголовья лосей, в результате встречи этих животных с жителями окраин стали привычным делом.
Однако к концу 1980–х, с разрастанием города, развитие этой зоны приостановилось, а заложенные тогда тенденции продолжают действовать и сейчас. Благодаря снятию ряда ограничений на месте лесных массивов начался бурный рост садоводств. Происходила интенсивная застройка земель, ранее использовавшихся для сельскохозяйственных целей (причём в последние годы интенсивность пригородного строительства только усилилась), что также сказывалось на способности зелёного пояса выполнять возложенные на него функции. В значительной степени деградации зелёного пояса способствовало отсутствие у этой территории юридического статуса. У зелёной зоны нет чётких границ, нет кадастровой съёмки. В итоге пояс оказался не более чем понятийным термином для обозначения пригородных лесов. А раз нет специальных ограничений, то каждый может откусывать по кусочку территории, если иные нормы законодательства этому не противоречат.
Лес без границ
Таким образом, зелёный пояс сегодня — это лесопокрытая территория вокруг Санкт–Петербурга, не имеющая ни чётких границ, ни юридического статуса. И такое положение дел не может радовать. Городу по–прежнему требуются для поддержания должного качества жизни масштабные лесопокрытые площади по соседству. Впрочем, несмотря на то что часть лесов уже утрачена, положение не так критично, как кажется на первый взгляд.
Во–первых, характерный для Санкт–Петербурга западный перенос воздушных масс снижает негативный эффект от общего уменьшения площади лесов. Говоря простым языком, ветер дует с Финского залива, а, скажем, лес на востоке города скорее очищает выдуваемый из Петербурга грязный воздух по пути к Ладожскому озеру, чем очищает Санкт–Петербург (кроме ближайших кварталов).
Во–вторых, увеличение количества выбросов автотранспорта, которые обеспечивают почти 90% нынешнего загрязнения атмосферного воздуха, было компенсировано падением на порядок выбросов от стационарных источников вследствие закрытия многих производств либо их модернизации.
И наконец, главной позитивной тенденцией следует назвать то, что о возрождении зелёного пояса заговорили представители власти. Так что можно ожидать, что тренд в развитии зелёного пояса в скором времени сменится на поступательный.
Пояс зелёных зон
Активная дискуссия о возрождении зелёного пояса началась в 2019 году. Тогда после встречи президента России с представителями общественности для обсуждения хода реализации национального проекта "Жильё и городская среда" органам исполнительной власти было рекомендовано обеспечить принятие законов о создании лесопарковых зелёных поясов. В январе 2020 года применительно к ещё не созданному зелёному поясу Петербурга уже фигурировала его площадь — 23 тыс. га. Это не так много, как кажется на первый взгляд, но число это не окончательное и после согласований может измениться.
Впрочем, должную степень охраны и неприкосновенность зелёных зон может обеспечить только придание таким территориям дополнительного статуса: особо охраняемых природных территорий (ООПТ) или лесопарков вроде Невского. Стоит отметить, что режим ООПТ тоже не даёт стопроцентной гарантии, что леса останутся абсолютно неприкосновенны, но степень защиты природных комплексов при данной юридической форме защиты достаточно велика.
Уже сформирован перечень планируемых к созданию региональных ООПТ, который согласуется с территориальной схемой Ленинградской области и имеет условную дату дедлайна их создания — 2035 год.
Деревья под охраной
Какие конкретно ООПТ войдут в зелёный пояс, пока неизвестно. Однако в первом приближении можно просто рассмотреть планируемые к созданию ООПТ во Всеволожском и Ломоносовском районах (см. карту).
Учитывая меньшую облесённость территорий, примыкающих к Санкт–Петербургу с юга, наиболее значимым в плане первоочерёдности является создание ООПТ "Верховья рек парков Петергофской дороги". Планируемый заказник состоит из нескольких изолированных кластеров, которые охватывают все более–менее крупные лесные массивы в данном направлении. От общественности уже поступали просьбы ускорить создание этой ООПТ, в том числе через первого заместителя председателя комитета Госдумы по экологии и охране окружающей среды Николая Валуева (обращение от 17.08.2017 на сайте "Лица власти.рф"), но создание пока не форсируется.
Возможно, это связано с планами по созданию второй кольцевой дороги вокруг Петербурга, которая, вероятно, пройдёт по территории одного из кластеров будущей охраняемой территории — "Ропшинский лес и долина реки Стрелки". Создавать ООПТ до того, как будет определённость с трассировкой дороги, невыгодно, так как режим особой охраны уже созданного заказника существенно осложнит согласование трассы или даже сделает её прокладку в экономически оптимальном варианте невозможной.
К востоку от города ситуация также повторяет коллизию с прокладкой дороги через планируемую ООПТ "Ржевский лесопарк и Ковалёвский лес".
Стоит отметить, что, несмотря на то что в территориальной схеме земли под ООПТ резервируются для природоохранных целей, прокладка через них дорог возможна, но при условии, если их создание не сведёт на нет смысл создания заказника, а иная трассировка дороги невозможна. Практика показывает, что эксперты в случае создания действительно значимых линейных объектов не возражают против их строительства. Таким образом, стоит предполагать, что продолжение Ириновского проспекта в направлении Всеволожска через территорию планируемой ООПТ будет реализовано. В качестве утешения противникам данного строительства может служить то обстоятельство, что уменьшение пробок и сокращение плеча для движения большого количества транспортных средств существенно уменьшит количество выбросов.
Так что, если эксперты дадут добро на строительство, совокупные выгоды от его создания (в том числе в сфере охраны окружающей среды) всё равно будут перевешивать минусы.