За здорово живёшь: экологически чистой продукции дали шанс выделиться

Автор фото: Сергей Ермохин

Производители сельхозпродукции, не использующие ГМО, смогут отмечать товар особым знаком.

Вступил в силу Закон "О сельхозпродукции, сырье и продовольствии с улучшенными характеристиками". Его идея в том, чтобы выделить из общей массы продукцию с улучшенными экологическими и потребительскими характеристиками. При производстве такой продукции используются технологии, наносящие минимальный вред окружающей среде. В частности, запрещаются клонирование и методы генной инженерии, генно–инженерно–модифицированные и трансгенные организмы, ионизирующее излучение. Также предусмотрено использование повторно перерабатываемых и (или) биоразлагаемых упаковки и упаковочных материалов.
Производители чистой продукции смогут пройти добровольную сертификацию и использовать для маркировки графическое изображение (знак соответствия) единого образца. Сведения о них будут вноситься в единый государственный реестр. Сертификацией "зелёной продукции" займётся Роскачество.
В комитете по агропромышленному и рыбохозяйственному комплексу Ленобласти отметили, что новый закон повысит доступность сельхозпродукции, обладающей улучшенными характеристиками. К тому же регион граничит с мегаполисом, где есть спрос на продукты любого качества и ценового сегмента.
Эксперты указывают: документ предполагает создание системы добавленной стоимости, где маржа распределится между всеми участниками продуктовой цепочки — производителем сырья и конечной продукции, сельхозтехники, ретейлером. У покупателя появится выбор — купить традиционный продукт или товар с "зелёной полки" с низким содержанием вредных веществ. Экоактивисты и предприниматели в целом считают инициативу полезной. Главное, чтобы потребитель не запутался в разнице между "зелёной продукцией" и "органической" на полках магазинов. Интересно, что, по данным Национального органического союза, продукцию, которая сертифицирована как органическая, в Ленобласти выпускают менее 10 предприятий.
Некоторые эксперты считают, что это может помочь производителям (если они не используют ГМО) стать более заметными на полке, увеличить маржинальность продукции. Есть шанс, что у таких производителей появится преимущество перед конкурентами: в последнее время торговые сети всё чаще заявляют, что продают товары для ЗОЖ. Вероятно, компании смогут найти новые каналы продаж.
Однако едва ли фермерам станет проще заключать соглашения с крупными ретейлерами. Как отмечает заместитель председателя комитета МТПП по развитию предпринимательства в АПК и генеральный директор Petrova 5 Consulting Марина Петрова, вся выпускаемая продукция сейчас и так соответствует стандартам качества и безопасности. Более того, неясно, будет ли на такие товары высокий спрос.
"Закон ориентирован на продукцию и сырьё с улучшенными характеристиками. Но важно понимать, что из–за девальвации рубля и растущей инфляции ретейлеры будут отдавать предпочтение недорогим товарам. Продукты питания с улучшенными характеристиками ориентированы на целевую аудиторию с доходом средний+ и выше, а это 15% населения крупных городов. Массовый же потребитель в новых условиях не станет платить больше", — говорит она.
С другой стороны, в тепличной отрасли уже выпускается продукция, произведённая с применением "зелёных технологий", она востребована на рынке, подчёркивает руководитель направления "здоровое питание" инвестфонда "РЕАМ Менеджмент", член совета директоров компании "Теплицы регионов" Дмитрий Туляков.
Владислав Батичков, директор по качеству онлайн–агрегатора фермерских продуктов "Ешь деревенское", к закону относится скептически. "Всё зависит от самих производителей, их уровня ответственности, органов по сертификации и контролирующих органов, которые будут регулировать внедрение сертификации. Закон в большей степени применим к крупным производителям", — уверен он.
Внедрение технологий, о которых говорится в законе, потребует немалых затрат. Особенно сложно в этом плане будет фермерам, обороты у которых небольшие.
"Большинство фермеров ещё не внедрили “старые” технологии, для соответствия новому закону им потребуется поддержка инвесторов или государства", — заключил Батичков.