Вопрос "где жить" трансформируется в "как жить", если вокруг порча.
Правда, не магическая, а рукотворная — городского и частного имущества. Стеклянные элементы на остановках, например, то и дело разлетаются на осколки из–за вполне приземлённых причин. Но кто оплачивает "простой" рекламодателям, баннеры которых страдают вместе с битыми остановками?
За стеклом
Остановку установили. А что дальше — в случае, если с ней что–то произойдёт? Под "чем–то" понимаем не столько погнутые и разрисованные конструкции, сколько, например, одну из самых опасных для пешеходов деформаций — разбитые стеклянные части павильонов.
В комитете по развитию транспортной инфраструктуры заверяют: за обслуживание остановок ответственности не несут. И отправляют в комитеты по транспорту и по благоустройству. Первый так же перенаправляют ко второму, уточняя, что под его контролем — все остановки, кроме "павильонов, оборудованных рекламоносителями и находящихся в частной собственности".
В Комблаге информацию подтверждают: содержание "безрекламных" павильонов у региональных дорог — как раз за ними. "Травмы" остановок, разумеется, залечиваются не своими руками: выявлять и устранять дефекты должны "дорожные предприятия, которые по заказу комитета выполняют работы по содержанию автомобильных дорог".
Со временем на ремонт любопытнее: предельными сроками восстановления остекления в комитете называют сроки действия контрактов с подрядчиками. Восстановление одного стекла, по данным комитета, обходится примерно в 12 тыс. рублей.
Эффект микротрещины
А что до остановок с остеклением, в которых предусмотрены рекламные носители, и Комтранс, и Комблаг отправляют в одном направлении — в комитет по печати. Но здесь лишь заключают договоры с коммерческими организациями на установку и эксплуатацию павильонов, совмещённых с рекламными конструкциями. Следовательно, и ущерб рекламодателям в случае повреждения площадей с баннерами там не возмещают. Владелец павильона регулирует отношения с рекламодателем сам.
В компании "Реклама–Центр", которая занимается наружной рекламой, условно распределяют повреждения остановок по трём категориям: последствия вандализма, ущерб из–за уборки территорий (наезда спецтехники или сброса снега и наледи с крыш), а также почти полное уничтожение из–за ДТП. Если ущерб нанесён рекламной конструкции, совмещённой с остановкой, владелец вынужден возвращать рекламодателю деньги за время, когда его баннер не демонстрировался.
"Как показала практика, в первых двух случаях затраты по приведению остановки в нормативное состояние ложатся на владельца. Все попытки привлечения третьих лиц к ответственности завершились неудачей", — говорят в "Реклама–Центр" и добавляют, что при ДТП компенсацию всё же порой удаётся получить от страховой компании виновника аварии.
В оживлённых местах стёкла могут разбиваться будто сами по себе, а на деле — из–за мелких, но частых "травм". В компании "Балтийское стекло" говорят, что произойти это может из–за попадания грязи и жидкостей в микротрещины. В "Российской стекольной компании" уточняют, что стекло способно саморазрушаться из–за инородных включений (например, кадмия).
Всё это не меняет одного: централизованной системы контроля за состоянием остановок — "рекламных" и "однофункциональных" — в городе до сих пор нет.