Грузовой транспорт в России: строить или нет

Автор фото: Антон Ваганов
Автор фото: Антон Ваганов
Если бы надо было написать лозунг для отрасли грузоперевозок в России, то он был бы таким: "Перевезём всё, дайте что возить". И в самом деле главная проблема отрасли не в развитии путей сообщения, дорог, рельсов, трубопроводов. А именно в том, что возить–то по большому счёту нечего.
За последние 20 лет (2019–й к 2000 году) объём перевозок грузов в стране в тоннах увеличился всего на 6,6%. Это просто удивительно: получается, что сейчас грузов, которые надо переместить, столько же, сколько было и в год глубочайшего спада на выходе из 1990–х. Возить транспорту нечего! Отрасль откровенно стагнирует десятилетиями.
Впрочем, тот же вес российский транспорт сейчас возит гораздо активнее и дальше — грузооборот (в тонно–километрах) увеличился более чем в 1,5 раза. Половину этого прироста перевозок дала железная дорога, вторую — трубопроводы.
Пандемия мало что изменила. В 2020 году произошёл закономерный спад перевозки товаров и грузооборота. Но он был прежде всего связан с обязательствами по ограничению добычи нефти, взятыми на себя Россией в рамках ОПЕК+, и касался трубопроводного транспорта. Перевозки грузов другими видами транспорта сократились мало — меньше, чем составил спад ВВП.
В 2021–м (11 месяцев к 11 месяцам 2020–го) произошёл отскок, восстановивший показатели транспорта. По сравнению с пассажирскими перевозками — картина просто великолепная. Ведь пассажирооборот в 2020 году упал почти вдвое, а в 2021–м вырос, но так и не восстановился. Глядя на эту статистику, так и хочется спросить: а был ли вообще прирост ВВП России в XXI веке при такой динамике перевозки товаров?
Конечно, современный ВВП растёт прежде всего за счёт услуг (информационных, финансовых, по сдаче недвижимости, туризма и т. д.), а не традиционных грузовых товаров. Услуги невесомы, их возить не надо. И всё же нет ли тут сильного искажения динамики самого ВВП из–за множества смен методологий расчётов этого сложного показателя? Убедительного ответа нет.
И второй вопрос. А так ли надо России бурно развивать свои транспортные возможности, если возить–то нечего?
Главный сдерживающий развитие транспорта в России фактор — отсутствие спроса на грузо– и пассажироперевозки. Россия давно технически могла построить, скажем, высокоскоростные магистрали. Но для кого? Люди не готовы платить за скорость столько, чтобы ВСМ стали рентабельными. Сначала надо существенно увеличить благосостояние россиян, а с этим у нас всё время какие–то проблемы. То же касается и перевозок грузов. Дороги строить можно, но по ним нечего возить. Трубопроводы стоят полупустые, иногда простаивают вообще.
Новая транспортная стратегия страны была принята правительством в ноябре 2021 года. Её цена (объём инвестиций) — колоссальные 84 трлн рублей за 15 лет (включая внебюджетные источники, базовый сценарий). Она предполагает полный слом сложившихся трендов. За последние 20 лет вес перевозимых грузов (без учёта трубопроводов) увеличился менее чем на 3%. За 15 будущих лет правительство рассчитывает нарастить его на 16,4%. Но за счёт чего? Ведь чем дальше, тем больше ВВП должен расти за счёт "невесомых" услуг, а вовсе не за счёт роста производства металлов, бетона и т. п. Откровенно говоря, задача выглядит невыполнимой. И более того — совершенно ненужной для экономики. Зачем нам столько пустых трубопроводов или слабозагруженных дорог? Может, стоит быть скромнее?
То же самое можно сказать и о системе нацпроектов. Затраты на Комплексный план развития магистральной инфраструктуры и нацпроект "Безопасные и качественные автомобильные дороги" до 2024 года составляют свыше 11 трлн рублей — это более 40% стоимости всех нацпроектов.
Такой сильный упор на развитие транспорта при отставании решения социальных проблем россиян, роста их доходов, общего стимулирования экономического роста выглядит несколько чрезмерным.
Конечно, России с её пространствами нужны адекватные транспортные сети, расшивка "узких мест". Но как бы пустые трубопроводы и "мосты в никуда" не стали символом современной транспортной политики. Проводящейся как будто в интересах строителей дорог и трубопроводов и не адекватной потребностям экономики России и её жителей.
Вот попробовали же развивать жилищное строительство с другого конца — с льготной ипотеки, финансирования не строителей, а покупателей жилья. Не сразу, не без проблем (прежде всего с ростом стоимости квадратного метра), но заработало. Жилищное строительство в России стало расти. Надо искать такие же пути и к стимулированию развития транспорта, вместо того чтобы просто сливать бюджеты на новые дороги.
Например, упор на развитие экспортного потенциала транспорта и транзита через территорию РФ можно только поддержать. Но насколько стране нужны отдельные мосты и дороги, которые есть в идеях или уже на бумаге, — это большой вопрос. Сомнения в будущей экономической эффективности вызывают сверхдорогостоящие трубопроводы, Северный широтный ход, мост на Сахалин, высокоскоростные магистрали и т. д. Ощущение, что мы сейчас недостаточно богаты для таких проектов.
Может, стоит перестать уже планировать строительство дорог исходя из освоения выделенных денег, как в СССР? Перестроиться на расчёт будущей рентабельности и окупаемости новых транспортных магистралей, а также стимулирование потребностей будущих потребителей транспортных услуг?