Ставка на местных: пандемия не помешала строительству автозавода в Петербурге

Автор фото: Сергей Коньков
Автор фото: Сергей Коньков

Строительство нового завода Hyundai — проект года в автопроме по версии "ДП".

Завод по производству автомобильных двигателей, построенный в Санкт–Петербурге, стал первым для Hyundai Wia в Европе. И одним из крупнейших промышленных проектов в регионе: объём инвестиций в строительство составил 15,8 млрд рублей.
Предприятие "Хендэ Виа Рус", запущенное в сентябре 2021 года, производит бензиновые двигатели объёмом 1,6 л (123 лошадиные силы) для завода "Хендэ Мотор Мануфактуринг Рус" (ХММР). Их устанавливают на все легковые автомобили петербургской сборки — Hyundai Solaris, Hyundai Creta и Kia Rio (включая модификацию Х).
Темпы строительства — первое, что следует отметить. Работы по возведению предприятия площадью более 130 тыс. м2 начались летом 2020 года, а осенью 2021–го завод уже запустили. Объект сдали даже на месяц раньше, чем планировалось, несмотря на то что все работы шли в разгар пандемии.

В обход Суэцкого канала

Старт проекта совпал с повсеместными локдаунами, напоминают в пресс–службе Hyundai Wia. Поэтому в ходе реализации проекта компания столкнулась со всеми новыми вызовами: с "закрытием" стран, сложностями в миграционной сфере (и нехваткой в связи с этим корейских и китайских специалистов, которые должны были запустить завод), с карантинами и самоизоляцией, с мировым экономическим кризисом, с дефицитом контейнеров и даже с задержкой оборудования в связи с инцидентом с контейнеровозом, который весной 2021 года заблокировал Суэцкий канал.
По оценке Hyundai Wia, сегодня двигатель Gamma локализован в России на 60%. Всего у компании шесть российских поставщиков автокомпонентов. Так, заготовки трёх основных компонентов поступают из Ульяновска: блок цилиндра и головка блока цилиндра — от ООО "Немак Рус", коленчатый вал — от ООО "УАЗ–Автокомпонент". Основной пул российских поставщиков компонентов для двигателя Nu объёмом 2.0 останется прежним. "Однако задача локализации производства в России других компонентов двигателя всегда является актуальной для компании и постоянно в процессе проработки", — добавляют в Hyundai Wia.
Там не готовы комментировать, будут ли двигатели российской сборки устанавливать на моделях, которые планируется начать выпускать в 2023 году на ХММР–2 (бывшем заводе GM в Шушарах, который сейчас готовят к реконструкции). Как писал "ДП", это будут модели Tucson, Palisade и Sportage. При этом планов экспортировать двигатели (например, в Казахстан) пока нет.
Завод начал выпуск двигателей в октябре 2021–го, поэтому в прошлом году объём выпуска был небольшим. "На 2022 год запланирован выпуск более 220 тыс. двигателей. В настоящее время предприятие работает в две смены, переход на работу в три смены возможен в 2023–2024 годах", — уточняют в пресс–службе Hyundai Wia.
Весной планируется начать поставки двигателей на калининградский завод "Автотор", который ведёт контрактную сборку нескольких моделей Hyundai. А летом 2022 года предполагается запуск производства новой линейки двигателей Nu объёмом 2,0 л.

За руку со Смольным

Как отмечают участники рынка, этот проект фактически "за руку" вёл Смольный. Федеральные власти отнеслись к инвестору с меньшим пиететом: Минпромторг РФ и Hyundai Wia не договорились о заключении специального инвестиционного контракта (СПИК) в рамках этого проекта.
Заявленный размер инвестиций позволял компании в рамках СПИК 2.0 вернуть до 50% капвложений в рамках господдержки, в том числе за счёт налоговых льгот. Однако в правительстве, вероятно, сочли проект недостаточно инновационным. Срыв подписания этого СПИК поставил под вопрос сроки окупаемости нового завода.
Сохранить их в разумных пределах автоконцерну помогли петербургские власти. Смольный с 1 сентября 2021 года включил ООО "Хендэ Виа Рус" в реестр участников региональных инвестиционных проектов. Такой статус снижает ставку по налогу на прибыль, зачисляемому в региональный бюджет, до 10% (при этом федеральная часть налога обнуляется). А ставка налога на имущество для объектов, в которые идут капвложения, снижается до нуля.
Изначальный объём инвестиций в новый завод оценивался в 12,7 млрд рублей, однако затем эта цифра выросла до 15,8 млрд. Как пояснял ранее управляющий директор "Хендэ Мотор СНГ" Алексей Калицев, причиной стало ослабление рубля.
Однако на самом деле это не все средства, вложенные в новый проект. ХММР инвестировал также в оборудование, которое стоит у локальных поставщиков "Хендэ Виа". Однако отдельно объём этих инвестиций в компании не озвучивают.
В ХММР лишь уточняют, что в 2021 году общий объём инвестиций завода составил около 8 млрд рублей (3,5 млрд в 2020–м). Эти средства направили на модернизацию производства, в том числе для запуска Creta. А также на оборудование, которое необходимо для производства компонентов для российских двигателей.
Кроме того, установку и наладку оборудования для новой Creta проводили, когда границы были закрыты. "Опытные российские инженеры, многие из которых работают на заводе уже более 10 лет, заменили командировочных корейских специалистов и с успехом справились с запуском новой модели", — говорят в пресс–службе ХММР.
Минувший год был непростым и из–за глобальных логистических проблем по доставке автокомпонентов, а также из–за нехватки полупроводников на рынке. "Нам пришлось изменить схемы доставки компонентов, неоднократно приходилось менять производственный план в краткосрочной перспективе с учётом доступности тех или иных деталей", — поясняют в компании. Тем не менее по итогам года завод выполнил производственный план, выпустив 234 тыс. автомобилей.
По оценкам Петростата, в январе–сентябре прошлого года (более свежих данных пока нет) объём инвестиций в основной капитал обрабатывающих производств города составил почти 70 млрд рублей. Из них больше всего пришлось на автопром — 25,6 млрд. Значительная их часть — вложения Hyundai.