По километрику: реконструкция Московского шоссе превратилась в сборку пазлов

Автор фото: rosavtodor.gov

Московское шоссе на подъезде к Петербургу многие годы реконструируют по частям, так что для водителей улучшения остаются почти незаметными.

Очередной участок федеральной трассы М–10 "Россия", известной как Московское шоссе, хотят реконструировать в районе транспортной развязки с трассой М–11 "Нева" (платная дорога). Комитет по развитию транспортной инфраструктуры заказал разработку соответствующей документации по планировке территории (ППТ). Эту работу к середине 2023 года за 4,3 млн рублей подготовит ООО "Геокад".
Что собой будет представлять реконструированный участок М–10 от Колпинской развязки до реки Попова Ижорка, пока неизвестно, но можно предположить, что здесь просто добавят по одной полосе движения в каждую сторону, чтобы не сужалась проезжая часть.

Окаймляющие развязки

Этому участку предшествуют две петли путепроводов в районе Московской Славянки, которые облегчили водителям выезд с М–10 в Пушкин и Колпино. Работы в далёком 2012 году начинал ещё "Мостоотряд №19", а заканчивал в 2016–м "Геоизол". Помимо строительства разворотных петель здесь расширили и проезжую часть. Конкретно в Московской Славянке "дышать" стало легче, но от пробок трассу это не избавило: они сместились к следующему проблемному месту — Ям–Ижоре.
Отсюда трассой М–10 уже заведует ФКУ "Упрдор “Северо–Запад”" (подвед федерального "Росавтодора"), которое к 2020 году выбрало подрядчика для масштабной реконструкции шоссе в районе 672–го км в деревне Ям–Ижора. В июне того года компания "ЕвроТрансСтрой" смогла приступить к работам: строительству развязки с путепроводом и строительству разворотной петли с путепроводом над проезжей частью федеральной трассы, к реконструкции моста через реку Ижору, а также перекрёстка с Павловской и Пушкинской улицами.
Как пояснили в Упрдоре, к существующей трассе подходят четыре региональные дороги, образующие ненормативные примыкания и перекрёстки. Из–за необходимости выполнения левых поворотов на них растёт риск ДТП и возникают многокилометровые пробки, что в целом приводит к снижению уровня безопасности движения и уменьшению пропускной способности трассы М–10 на данном участке.
"Проектными решениями предусмотрено строительство транспортной развязки с направленными съездами. Это позволит перераспределить транспортные потоки и убрать левые повороты при пересечениях с региональными дорогами, что, в свою очередь, должно снизить количество ДТП и увеличить пропускную способность участка", — отметили в управлении.
Согласно условиям контракта работы здесь должны завершиться в сентябре 2023 года.

Трасса в черте города

Участки Московского шоссе ближе к Петербургу периодически тоже претерпевают изменения, реконструкция выглядит планомерной, но почему работы выполняются небольшими кусками, а не одним махом, немного странно. По мнению транспортного инженера Дмитрия Баранова, это и для водителей хуже, и затрат больше, потому что сопряжения реконструируемых и старых участков тоже стоят денег. Но, видимо, всё упирается в финансы.
"Конечно, радикально так проблему пробок не решить, это просто дорогостоящее перетаскивание проблемы из одной точки в другую. Сделают Ям–Ижору, сделают здесь (у развязки с М–11. — Ред.) — будет проблема в Ленсоветовском и так далее. А потом, когда наконец полностью реконструируют всю М–10, будет сказываться ограничение на развязке с КАД. В общем, это как раз неплохая иллюстрация бесконечности процесса дорожного строительства", — отмечает Дмитрий Баранов.
Транспортный инженер и автор телеграм–канала "Сказочный проектировщик" Иван Вергазов считает, что реконструировать большие протяжённые объекты, с одной стороны, лучше частями. Но, с другой стороны, чаще всего получается, что эти "куски" взаимно ссылаются друг на друга как на исходные данные, и, соответственно, становится невозможным что–либо принципиально изменить. То есть если что–то меняется в одной части, тут же "плывут" проекты соседних частей, возникают взаимные противоречия.
"Поскольку все эти участки реконструируются отдельно, опираясь на некие “единые”, но весьма абстрактные данные по потокам, которые не соответствуют ни фактическим потокам, ни какой–либо осязаемой модели перемещений, мы получаем просто бездумное увеличение асфальтовых полей. Без стратегии и без оптимизации, по привычке, по накатанной, “как всегда делали”. Никакого улучшения глобального не получится: расширив одно место, мы просто перенесём пробку на соседнее пересечение. Это вообще бич транспортного планирования не только в регионе, но и в стране", — говорит Вергазов.
По мнению Дмитрия Баранова, ситуацию на Московском шоссе в принципе облегчить можно, повышая связность окружающей улично–дорожной сети так, чтобы у водителей было больше альтернативных путей, и развивая другие виды транспорта для жителей пригородов, совершающих регулярные поездки в город. Интересной идеей, например, может быть организация линии БРТ (скоростной автобус). Такой автобус ходит на физически обособленных полосах и не только сам по себе будет независим от пробок, но и обеспечит ускоренное движение экстренных служб в условиях заторов.

На своей полосе

О БРТ "ДП" упоминал в начале декабря 2021 года, когда на фоне обильных снегопадов и большого количества грузовиков Московское шоссе задыхалось в пробках. Главный редактор портала "Транспорт СПб" Владислав Булгаков называл тогда БРТ–выделенку "единственным способом обеспечить стабильное автобусное сообщение для сотни тысяч пассажиров пригорода всё время".
"Возможно, со временем мы к этому придём. Но многочисленные мелкие работы, конечно, было бы лучше заменить на одну большую", — отмечает Дмитрий Баранов.
Пока же подведомственным комитету по транспорту СПб ГКУ "Дирекция по организации дорожного движения Санкт–Петербурга" (ДОДД) для снижения вероятности возникновения заторовых ситуаций на Московском шоссе принято решение о целесообразности запрета остановки транспортных средств на участке от Витебского проспекта до Колпинского шоссе (в обоих направлениях).
Как сообщили "ДП" в Комтрансе, специалисты ДОДД разработали схему организации движения, предусматривающую в том числе установку дорожных знаков 3.27 "Остановка запрещена" и 8.24 "Работает эвакуатор". Кроме того, схемой предусматривается запрет левого поворота с Курьерского проезда на Московское шоссе в сторону города для разгрузки данного перекрёстка. Сейчас схема находится на рассмотрении в Управлении ГИБДД по Петербургу и Ленобласти.

Менять логику

Чтобы исправить ситуацию на Московском шоссе, придётся поступиться чьими–то интересами, полагает Иван Вергазов. В частности, владельцев складских центров, которые тяготеют к перегруженной КАД. И это уже больше вопрос градостроительной политики, а не транспорта.
"Мы разрешаем строить огромные склады, не требуя глобальной реорганизации движения: не строительства циклопических развязок в бесконечном количестве, но моделирования новых потоков и разумной современной организации движения", — считает Вергазов.
Например, говорит он, перекрёсток у "Ленты" в Шушарах нужно просто и банально переделать, исключив массовое перестроение автомобилей перед ним при движении прямо в город. Массовый разворот грузовиков там тоже надо исключить, сделав дополнительный боковой проезд — просто для уменьшения времени занятия перекрёстка каждым таким грузовиком.
"А глобально нужно менять логику проектирования “больше полос — лучше едем”. Она не работает сейчас и не работала никогда, если смотреть на транспортную систему глобально, а не на конкретном коротеньком кусочке", — подмечает Вергазов.