Без подрагивания: "Горэлектротранс" объявил трамвайный аукцион на 7 млрд

Автор фото: Сергей Ермохин
Новые трамваи будут технологичными, почти как космические корабли.

Очередь массовых закупок подвижного состава ГУП "Горэлектротранс" дошла до трамваев. Принципиально новых и подорожавших.

Ранее, как писал "ДП", перевозчик закупал троллейбусы. Сейчас он объявил аукцион на поставку двух– и трёхсекционных трамвайных вагонов со 100% низким уровнем пола суммарно на 6,9 млрд рублей. До декабря 2023 года в Петербург должно приехать 57 новых трамваев (преимущественно двухсекционных — 54 штуки). Первая партия прибудет уже в мае этого года.
Собеседники "ДП" в транспортном блоке Смольного отмечают, что закупаются принципиально новые трамваи. В частности, в техзадании прописан "режим автоведения трамвая, включающий его автоматическое движение по линии и обеспечение требуемого графика движения (на основании информации, полученной от системы позиционирования, датчиков скорости, радиометок, установленных в зоне остановки)".
Российский трамвайный рынок поделён между производственной компанией "Транспортные системы" (ПК ТС), которую связывают с "Трансмашхолдингом", белорусским ЗАО "Штадлер Минск", АО "Уралтрансмаш", принадлежащем Уралвагонзаводу, и АО "Усть–Катавский вагоностроительный завод" (УКВЗ), которое принадлежит "Роскосмосу". Как ранее писал "ДП", интерес к петербургским закупкам есть и у группы "Синара" миллиардера Дмитрия Пумпянского. Правда, трамвая собственного производства у неё пока нет — только совместный с УКВЗ.
Главный редактор проекта "ТранспортСПб" Владислав Булгаков на 99% уверен, что единственную заявку на этот тендер подаст ПК ТС.
"Кроме них, серийные двухсекционные трамваи производит УКВЗ, но в техническом задании сказано, что не должно быть использовано дополнительных подрагивающих устройств в узлах сочленения. Модель Усть–Катавского завода сделана с использованием такой технологии. А вот трамвай модели “Богатырь” от ПК ТС полностью соответствует требованиям ГЭТ. Плюс УКВЗ забит заказами на этот год очень плотно, да и в следующие 2 года, вероятно, Челябинск обеспечит завод работой", — говорит Булгаков.
Заинтересованность ПК ТС в поставках трамваев можно объяснить ещё и тем, что производитель остался без свежих петербургских заказов троллейбусов (почти 300 штук стоимостью 9 млрд рублей между собой поделили вологодская "Транс–Альфа" и белорусский БКМ). Ранее компания заявляла "ДП", что в аукционах по трамваям она участвовать намерена. Такие же заявления делали и "Синара" с УКВЗ. Да и белорусский "Штадлер" со счетов многие не сбрасывают.
Из–за роста цен "Горэлектротранс" пока сократил объёмы первых аукционов по трамваям, но по итогам всех закупок выйдет на исходные цифры 8–летней госпрограммы общей стоимостью 123 млрд рублей. Напомним, в её рамках ГЭТ планирует серьёзно модернизировать своё хозяйство и обновить подвижной состав: порядка 255 трамваев и 314 троллейбусов на первом этапе (2021–2023 годы) и 374 трамвая с 273 троллейбусами на втором (2024–2028 годы).
На следующей неделе ожидается ещё одна закупка трамваев — только уже от комитета по транспорту, и больше, чем у ГЭТ.
Удорожание продукции собеседников "ДП" не удивляет. Как отмечает Владислав Булгаков, главным образом за последнее время подорожал металл, в результате чего резко повысилась и стоимость подвижного состава. К тому же кроме роста цен на сырьё увеличивается и спрос на вагоны, что тоже играет немаловажную роль. Петербургу ещё повезло закупить по приемлемым ценам немало троллейбусов.
ГЭТ в целом ведёт себя достаточно смело в закупках, несмотря на все изменения рынка. Чего не скажешь, например, о концессионном трамвае "Славянка", который не определился с поставщиками подвижного состава, хотя его первая очередь должна быть запущена уже в 2023 году.