Арбитражный суд Московского округа отказал ФГУП "Атомфлот" во взыскании с подрядчика неустойки в 507 млн рублей.
Поводом для спора стал контракт от 2014 года на строительство "Сибири" и "Урала", первого и второго серийных универсальных атомных ледоколов проекта 22220.
По одному из пунктов этого документа подрядчик, Балтийский завод, при работе с субподрядчиками должен был уведомлять заказчика и предоставлять ему заверенные копии договоров в течение 10 дней после подписания. За невыполнение требования контрактом установлена неустойка в 1 млн рублей за каждый день просрочки.
По мнению "Атомфлота", таких нарушений было несколько. Это дополнительные соглашения и договор поставки, подписанные Балтийским заводом в 2017–2018 годах. Нарушение условий контракта истец оценил в 507 млн рублей и в мае 2021 года обратился с иском в суд. В арбитраже "Атомфлот" сообщил, что узнал о нарушении своего права в феврале 2018 года.
Арбитражи первой и второй инстанции отказали в удовлетворении иска. В частности, суды отмечали, что шесть из семи спорных документов — это дополнительные соглашения, а не отдельные договоры. А значит, они не содержат признаков самостоятельной сделки (согласно ст. 420 ГК РФ).
"Поскольку указанные дополнительные соглашения не порождают никаких прав и обязанностей для сторон, а носят исключительно формально организационный характер, то, соответственно, у истца, который компенсирует расходы на контрагентские поставки ответчика при строительстве ледоколов, отсутствует нарушенное право как основание для применения соответствующих мер гражданско–правовой ответственности", — говорится в мотивировочной части определения суда.
Ещё один спорный документ стал договором закупки, который проводился по счёту и был оплачен заказчиком. Кроме того, суд первой инстанции указал, что срок исковой давности истёк в феврале 2021 года, то есть за 3 месяца до подачи заявления в суд.
Теперь аналогичное решение приняла и кассационная инстанция.
Такие крупные суммы неустойки за непредоставление документации — 1 млн за каждый день просрочки — встречаются в судебной практике крайне редко, и, безусловно, её заявленный размер является значительным, отмечает партнёр юридического бюро "Григорьев и партнёры" Михаил Иванов.
"Установление такого большого размера неустойки за непредоставление документов о цепочке субпоставщиков и субподрядчиков было сделано для того, чтобы побудить Балтийский завод к передаче таких документов, поскольку их непередача является крайне невыгодной для подрядчика", — полагает юрист.
В целом для контрактов в рамках государственного оборонного заказа раскрытие цепочек поставки — достаточно обычное требование. Однако столь высокий размер неустойки устанавливается крайне редко, а при рассмотрении дел суды часто по заявлению ответчика уменьшают её размер на основании ст. 333 ГК РФ, резюмирует он.
Отметим, что это не первая попытка "Атомфлота" взыскать неустойку с подрядчика за строительство ледоколов. В 2020 году ФГУП "Атомфлот" подал иск о взыскании с Балтийского завода неустойки 733 млн рублей по тому же контракту. Основания были схожими: несвоевременная передача заверенных копий по договорам, согласованным с заказчиком.
Представитель Балтийского завода в суде заявлял, что требования "Атомфлота" носят "излишне формальный характер и не соответствуют фактически сложившимся обстоятельствам". В том суде петербургское предприятие также одержало верх в трёх инстанциях.
Всего, по подсчётам "ДП", с 2020 года ФГУП "Атомфлот" подал в арбитраж 11 исков к Балтийскому заводу. Рассмотрение некоторых из них ещё продолжается.
Ледоколы проекта 22220 призваны заменить старые советские и обеспечить круглосуточную навигацию на Северном морском пути. Это самые большие и мощные ледоколы в мире: один атомоход способен провести в Арктике танкеры водоизмещением до 100 тыс. тонн, покоряя льды толщиной до 3 метров.
Головной ледокол "Арктика" передали заказчику в октябре 2020 года, первый серийный — "Сибирь" — в декабре 2021–го. На данный момент на Балтийском заводе достраиваются "Урал", "Якутия" и "Чукотка".