Калий, деньги, два министра: как антибелорусские санкции повлияли на Литву

Автор фото: shutterstock
В начале декабря был опубликован пятый пакет европейских санкций против Белоруссии. Ограничения коснулись ряда физических и юридических лиц, в том числе компании "Гродно Азот" и нефтеперерабатывающего концерна "Белнефтехим". В конце июня Европейский союз принял четвёртый пакет санкций против Белоруссии, введя запрет на импорт и транзит некоторых видов нефтепродуктов и калийных удобрений. Европейские компании тогда лишились возможности прямо или косвенно предоставлять белорусским компаниям техпомощь, финансирование и брокерские услуги, а также осуществлять страхование грузов. Впрочем, летом под запрет европейцев попал лишь экспорт технического калия, применяющийся в химическом секторе и металлургии. Основной же экспортный хлоркалий этой участи избежал.
Теперь данный пробел устранён. Новый документ запрещает белорусским компаниям поставлять свою продукцию на зарубежные рынки. Как следствие, скорее всего, прекратится перевалка грузов через литовские порты. "Деловой Петербург" решил проанализировать, может ли Белоруссия переключить грузопоток нефтепродуктов и удобрений на российскую портовую инфраструктуру.

Беспокойное соседство

С момента анонса очередного пакета санкций и до момента его принятия европейским чиновникам потребовалось меньше месяца. Такая оперативность связана с нестабильностью на границе: начиная с 8 ноября на территории Белоруссии образовался лагерь выходцев с Ближнего Востока, которые в ходе туристической поездки в Белоруссию решили сменить постоянное место жительства на Германию. Несмотря на то что власти всячески пытались показать свою непричастность в столь резком увеличении потока желающих увидеть Беловежскую пущу, их предыдущие заявления о прекращении сдерживания потока ближневосточных гостей в связи с санкциями после посадки самолёта компании Rynair в Минске дали основания сомневаться в правдивости этих утверждений.
В итоге попытка отменить наложенный ранее пакет санкций имела обратный эффект. И теперь белорусской стороне не остаётся ничего, кроме как договариваться с российской стороной об увеличении транзита. Судя по цифрам, процесс переориентации транзитных потоков находится в самом разгаре. По словам главы концерта "Белнефтехим" Андрея Рыбакова, попавшего в новый санкционный список, по итогам текущего года Белоруссия планирует отправить минимум 2,3 млн тонн нефтепродуктов через российские порты. Это на 35% больше изначально оговорённых 1,7 млн тонн. Напомним, что в феврале 2021 года в Москве было подписано межправительственное соглашение по сотрудничеству в области перевозки и перевалки белорусских нефтепродуктов, предназначенных на экспорт в третьи страны, через российские морские порты. Белорусы получили возможность переваливать порядка 10 млн тонн грузов в российских портах на Балтике в 2021–2023 годах с возможностью дальнейшей пролонгации договора. Нефтепродукты с белорусских НПЗ поступают в порты по железной дороге, которая предоставляет западному соседу 50%–ную субсидию.
Отдельной темой санкционной эпопеи стоит калий: Белоруссия является одним из крупнейших мировых поставщиков, и потеря Клайпедского порта как важной точки морского транзита воспринимается достаточно болезненно. Однако Белоруссия в прямом смысле сделала ход конём: пока литовские чиновники ждали начала декабря для прекращения сотрудничества, на счёт Литовских железных дорог поступил транш на перевозку калийных удобрений, который привёл к расколу в литовском правительстве.

Всё смешалось

13 декабря министр коммуникаций и транспорта Литвы Марюс Скуодис выступил с заявлением о своей отставке. За неделю до него аналогичное заявление подал литовский министр иностранных дел Габриэлюс Ландсбергис. Причиной подобных перестановок стал транзит калийных удобрений, который продолжается несмотря на санкции.
Согласно международным договорённостям, с 8 декабря в силу вступили санкции США в отношении "Беларуськалия". Однако, несмотря на заявление литовского правительства о намерении расторгнуть соглашение на перевозку калийных удобрений, Литовские железные дороги заявили, что ещё в прошлом месяце белорусский экспортёр внёс предоплату за их услуги.
Судя по заявлению, средства перекрывают оплату транспортировки за декабрь и часть января. При этом железнодорожники утверждают, что пытались вернуть деньги назад, но не смогли, поскольку европейские банки из–за санкций больше не проводят транзакции в Белоруссию. Премьер–министр страны Ингрида Шимоните выступила с заявлением, что узнала о поступившем авансе на прошлой неделе, после чего потребовала его немедленного возврата.
Литовские железные дороги в свою очередь заявили, что проинформировали о ситуации министерство транспорта и МИД, как только получили транш. В этой ситуации под серьёзный удар попал глава внешнеполитического ведомства и по совместительству глава правящей коалиции Габриэлюс Ландсбергис. Осудив решение о продолжении транзита калийных удобрений через Литву, он подал заявление об отставке.
Вряд ли белорусские власти рассчитывали на подобный эффект от переведённого аванса. Тем не менее, вне зависимости от того, останутся ли министры на своих постах, отправить второй аванс, чтобы выиграть время, уже не получится.

Мечты о большем

Учитывая, что экспорт калия является для Белоруссии основным источником иностранной валюты, потеря Клайпеды для перевалки продукции может серьёзно пошатнуть экономику страны. Поэтому последние месяцы белорусская сторона активно пытается перенаправить калий на российские порты. К началу декабря особых успехов в этом деле замечено не было: большая часть мощностей в портах заняты российскими удобрениями. Возможность использовать порты Мурманской области лично прокомментировал губернатор Андрей Чибис, который ещё в конце ноября отметил, что решение по вопросу пока не принято. Кроме арктических портов, белорусская сторона засматривается и на северо–западное направление.
Министр архитектуры и строительства Белоруссии Руслан Пархамович заявил, что рассматривается участие в строительстве портовой инфраструктуры в Ленинградской области. В частности — вариант строительства белорусского порта. Насколько эта идея реальна и выполнима, учитывая интересы российских портов, сказать сложно. Однако подобное политическое решение может приниматься с оглядкой на возможные санкции, но уже в отношении России. В этом случае "младшему брату" в лице Белоруссии придётся искать другие пути для перевозки удобрений.