Время цифровизации бизнеса настало

В рамках XIX форума субъектов малого и среднего предпринимательства Санкт-Петербурга "ДП" провёл круглый стол в онлайн-режиме на тему "Цифровая трансформация как возможность спасти бизнес". Модератором круглого стола стал главный редактор "Делового Петербурга" Игорь Павловский. Эксперты обсудили, какие преграды есть у представителей малого и среднего предпринимательства перед цифровизацией своего бизнеса.

Пандемия стала катализатором для введения цифровых сервисов даже в малом и микро-бизнесе. Однако, как отметил Игорь Павловский, сегодня количество решений и софта по цифровизации компаний превышает реальный спрос. Заместитель директора по b2g "ЭР-Телеком Холдинг" Алексей Паламарчук подтверждает, что это действительно так. Сейчас сформировался целый пакет интересных предложений в сфере развития информационных технологий, а спрос на него сильно отстаёт от того объёма предложений, который есть на рынке. Спикер подчёркивает, что для этого есть три основные причины.
"Цифровые технологии — это очередная технологическая революция, и в данном случае это естественный процесс. Любые новые разработки проходят стадию, когда они становятся уделом избранных. Спустя долгое время передовые решения становятся востребованы обществом. А предприниматели, как люди глубоко практичные, ориентируются на тот спрос, который формируется в обществе", — отмечает Алексей Паламарчук.
Поэтому пока есть существенный разрыв между компетенцией решений и тем спросом, который есть на рынке со стороны предпринимателя. Бороться с этим можно посредством развития инфраструктуры (это та роль, которую сегодня берёт на себя государство). Также, по мнению эксперта, важно делать акцент не на технологичности решений, а на их пользе для предпринимателей, их бизнеса и для конечного потребителя. Так "ЭР-Телеком Холдинг" уже представил новый сервис, который в автоматическом режиме одновременно решает задачи проверки температуры, наличия масок и подлинности сертификатов о вакцинации, тем самым помогает корпоративным заказчикам отказаться от широкого использования людских ресурсов.
Игорь Павловский говорит, что в теории малый бизнес должен быть всегда впереди и подхватывать все новые веяния. "Почему же сейчас так не происходит и что останавливает предпринимателей?", — задал он вопрос участникам дискуссии. Владелец digital-агентства Wolf-Consult Артур Кондраков подчёркивает, что для того, чтобы оцифроваться, нужно остановиться, подняться выше своих ежедневных задач и посмотреть на бизнес со стороны.
"Сейчас существует проблема в низкой цифровой грамотности управленцев-собственников. Многие не представляют, как происходит оцифровка и что они получат в итоге. В моей практике даже бывает много случаев, когда компания не может сформировать техническое задание по оцифровке. Сильно влияет и инертность персонала, потому что любые изменения — это всегда стресс для человека", — отмечает Кондраков. У предпринимателей должна появиться потребность в цифровых решениях, и сейчас она рождается, потому что условия рынка требуют цифровых подписей, онлайн-чеков, удалённой сдачи отчётности. Выбора просто не остаётся.
Кроме того, сейчас за счёт цифровизации можно выделиться среди конкурентов путём небольших удобств, прежде всего для сотрудников, чтобы они могли эффективно работать, а алгоритмы брали на себя часть рутинных задач и разгружали персонал.
Но не весь бизнес обращается за помощью к профессионалам. Руководитель IT-проектов Центра "Мой Бизнес" в Санкт-Петербурге Виктор Фаберже добавляет, что многие идут своим тернистым путём, часто не слушая никаких советов. Но всё больше и больше предпринимателей прислушиваются к профессионалам и совершенствуют свою систему управления. Руководителям предприятий пока не хватает знаний в сфере цифровизации бизнеса.
Пандемия подтолкнула бизнес к цифровизации и внедрению новых сервисов. Генеральный директор АО "Технопарк Санкт-Петербург" Андрей Соколов подчёркивает одну особенность, что, когда возникла пандемия, те компании, которые сделали устойчивый продукт для новых условий рынка, сразу заняли свою нишу. Однако многих предпринимателей пугает стоимость продукта.
"В их понимании это дорогостоящий продукт. Когда предприниматель не понимает стоимость, то он боится заходить на рынок и заказывать определённый софт. На самом деле предприниматель не всегда может сформулировать чёткое ТЗ того, что он хочет получить в итоге и за какие деньги. Поэтому получается, что цифровизация идёт не так быстро и не так просто внедряется в малое и среднее предпринимательство. Когда органы власти запускают такие программы как Госуслуги, цифровые подписи, бизнесмены начинают понимать, что это удобно, так как это работа единого окна. Такие программы и сервисы, которые поддерживает государство, стимулируют появление на рынке нового продукта, а люди перестают бояться цифры", — считает Андрей Соколов.
Игорь Павловский отмечает, что комитет по промышленной политике, инновациям и торговле Санкт-Петербурга оказывает поддержку малому и среднему предпринимательству. Есть ли у комитета планы стимулировать переход организаций на цифровые технологии и повышение цифровой грамотности? Председатель комитета по промышленной политике, инновациям и торговле Санкт-Петербурга Кирилл Соловейчик, который также принял участие в дискуссии, отмечает, что для предпринимателей различных отраслей и масштаба бизнеса комитет выбирает разнообразные подходы. Например, с промышленными компаниями комитет работает, начиная от оценки степени цифровой зрелости до помощи предприятиям по внедрению цифровых инструментов.
В этом году запущены низкопроцентные займы Фонда развития промышленности Санкт-Петербурга для внедрения цифровых и технологических решений, направленных на повышение уровня автоматизации и цифровизации промышленных предприятий. "Мы помогаем им закупать программное обеспечение и повышать эффективность их бизнес процессов. Когда мы говорим про малый и средний бизнес, то внутренней цифровизации у них по большому счёту не происходит. Задача государства — повысить степень восприимчивости малого бизнеса к внешней цифровизации, то есть использовать те цифровые сервисы, которые могли бы помочь развитию непосредственно малого и среднего бизнеса", — подчеркнул Кирилл Соловейчик.
Этой задаче помогает Городской акселератор, который запустил комитет в рамках Национального проекта "Малое и среднее предпринимательство". Компании последовательно проходят этапы: подача заявки, цифровая диагностика компании, предоплата государством тех цифровых сервисов, которые помогут предприятию. "Мы побуждаем предпринимателей использовать цифровые бизнес-решения (для найма персонала, настройки отчётности, рекламы и т.д.), авансируя их оплату, чтобы предприниматели могли оценить их эффективность, как эти решения влияют на бизнес-показатели, какие векторы развития малой компании более эффективны. Эта информация важна как для предпринимателя, так и для комитета, потому что она позволяет сделать вывод, какую поддержку нужно оказывать дальше", — говорит Соловейчик.
На данный момент в акселератор вошли 11 тысяч компаний, из них около трёх тысяч уже получили цифровые сервисы. Задача акселератора состоит в том, чтобы вывести показатели компаний на более высокий уровень, помочь масштабированию бизнеса.
О своём примере взаимодействия с акселератором и городскими властями рассказала директор по маркетингу и PR национального маркетплейса для музеев России Biletarium Алена Калачева. Компания с 1993 года является туроператором по работе с иностранными туристами. С начала пандемии организованных групп иностранных туристов в Петербурге не стало. Благодаря участию в акселераторе команда проекта выявила, что на рынке есть проблема реализации туристического продукта в цифровой среде.
"Существуют агрегаторы для гостиниц, но нет экскурсионных сервисов, которые работают с региональными музеями — в этом мы увидели потенциал. Пересобрав команду, мы привлекли IT-специалистов и разработали маркетплейс. Мы создали полностью российский продукт, теперь передаём этот опыт и рассказываем о нём. Мы также получили поддержку от города, получили доступ к ряду цифровых сервисов для бизнеса и федеральный грант на 2,4 млн рублей", — уточнила Калачева.
В городе есть хорошая платформа и база, чтобы развиваться и приходить в цифру. Но малому бизнесу зачастую страшно это делать, да и нужны в первую очередь финансовые ресурсы.
Кирилл Соловейчик полагает, что всегда необходимо просчитывать все риски использования цифровых инструментов. Перевод данных в цифру имеет определённые риски, но не использовать цифровые инструменты сейчас — значит потерять конкурентоспособность.
В последнее время на рынке появляется всё больше отечественного софта для решения различных бизнес-задач. Предприниматели всё чаще начинают работать на российских digital-продуктах. Артур Кондраков рассказал, что у него в собственности два гостиничных объекта, в них он использует российскую систему управления бронированием Bnovo. "Хороший продукт, альтернатива западным системам. Министерство цифрового развития оплатила нам 50% годового использования этого софта. Мы также партнёры Битрикс 24, это тоже российская разработка, все банковские технологии, Яндекс — у нас российские. Я бы при прочих равных всё равно бы выбрал что-то отечественное", — пояснил он.
Виктор Фаберже, напротив, акцентирует внимание не на количестве таких компаний, а на их работе. Очень часто в них есть ряд ошибок, которые слабо выявляются при тестировании. Поэтому нередко, когда сами пользователи натыкаются на эти недочёты. Версии программ множатся, в результате получается продукт, у которого минимум ошибок, и он способен приносить пользу бизнесу.
Участники дискуссии отмечают, что цифровизация — это неизбежный процесс. Алексей Паламарчук при этом уверен, что зарубежные решения действительно хороши. Но в случае установки комплексных систем с учётом региональной специфики, а также объединением с государственными системами, отечественные разработчики создают более подходящие решения. Они находятся в приоритете и по стоимости, и по технической поддержке, и по дальнейшей стоимости оборудования. При внедрении государственных систем отечественный софт имеет большой потенциал и возможности.
"Государство всегда являлось драйвером больших масштабных решений. На сегодняшний день принята стратегия цифровизации во многих отраслях. Внедрении цифровых технологий на уровне малого бизнеса во многом было продиктовано в соответствии с теми решениями, которые были приняты государством. Это и переход на онлайн-платежи, и подключение кассовых аппаратов, и автоматическая передача данных в налоговую", — обратил внимание Алексей Паламарчук. Развитие инфраструктуры государственных цифровых систем и обязательное участие в них, а также рост компетенций потребителей и спроса на цифровые услуги, по мнению эксперта, будет определять наше ближайшее будущее.
Бизнес будет вынужден подстроиться под потребителя. По словам Артура Кондракова, предприниматели уже вынуждены так делать, в противном случае они теряют часть своей выручки: "Например, когда мы говорим, что у нас нет наличных, чтобы оставить чаевые в кафе, то люди придумывают QR-коды, по которым можно оставить чаевые онлайн. Удобное бесконтактное решение, можно сказать что пандемия толкает нас к цифровизации. Пандемия поставила нас в такие условия, что держать наличные — не очень хорошо, ведь можно заразиться, все мы удалённо работаем, проводим онлайн совещания, сама ситуация такова, что мы никуда от этого не денемся".
Поэтому даже производители каких-либо товаров, у которых никогда не было сайта, и они не занимались онлайн-продвижением, начинают делать первые шаги в этой сфере. Цифровизация и внедрение различных роботов постепенно делает некоторые профессии менее востребованными, поэтому уже сейчас становится важно получать профессии, которые так или иначе связаны с технологиями.
"Если мы не займёмся цифровизацией, то она займётся нами", — подводит итог Игорь Павловский. В нашей стране складывается уникальная ситуация, когда госорганы наиболее заинтересованы в продвижении цифровых услуг для предпринимателей и активно подталкивает их к этому. И для всех предпринимателей становится очевидно, что надо двигаться в эту сторону.