Развитию рынка легальных граффити в Петербурге мешает бюрократия

Автор фото: KARELIA.SPB.RU
Площадь фасада бизнес-отеля "Карелия", покрытого рисунком, составляет более 15,5 тыс. м2.

Несмотря на сложности, тех, кто умудряется зарабатывать на стрит-арте, в городе немало.

Про граффити в Петербурге обычно вспоминают в связи с очередным скандалом, когда коммунальные службы закрашивают ту или иную нелегальную роспись, которая успела полюбиться горожанам.
Самые известные граффити в Петербурге созданы художниками объединения HoodGraff, которые изобразили на трансформаторных будках портреты Виктора Цоя, Данилы Багрова, Альберта Эйнштейна, Станислава Черчесова и других известных личностей. Однако есть и те, кто превратил раскрашивание зданий во вполне успешный бизнес. Например, компания RASKRASIMVSЁ, известная по произведению "Чемоданы" на фасадах бизнес–отеля "Карелия". Композиция включена в Книгу рекордов Гиннесса как самая большая трёхмерная картина в мире.
В среднем крупный проект по созданию мурала на фасаде здания может принести автору от 500 тыс. рублей. Однако развивать этот бизнес в Петербурге — задача не из простых. Художники сетуют, что город остаётся слишком консервативным по отношению к стрит-арту. Для создания муралов требуется проходить сложные процедуры согласования.
Как указано в памятке, которую в прошлом году публиковали на сайте Смольного, чтобы украсить здание своим произведением, художник сначала должен согласовать с собственником объекта место и эскиз рисунка, затем подать заявку в КГА. Дата и время росписи оговариваются с собственником объекта не менее чем за 3 дня и только после получения согласования от КГА. Перечень объектов, где запрещена любая роспись, указан на сайте КГиОП. Изображение, нанесённое нелегально, должно быть ликвидировано в соответствии с предписаниями ГАТИ.
Вписаться в контекст Петербурга, где немало зданий имеют историческую ценность, художникам–граффитистам действительно сложно. Хотя, казалось бы, подходящих площадей хватает.
"В городе много пустых брандмауэров, которые строились, чтобы препятствовать распространению пожаров. Часть чиновников считают, что их необходимо оставлять пустыми. Хотя, если обратиться к опыту европейских городов, то мы увидим, что там брандмауэрные стены используют как объекты благоустройства, это добавляет городу туристической привлекательности", — отмечают учредители–партнёры RASKRASIMVSЁ Владимир Огнев, Алексей Макаровский и Денис Морозов.
При этом, по их мнению, роспись таких стен органично вписывается в архитектуру городов, где серое небо видишь чаще, чем солнце.
"Зелёный свет" граффитистам чаще дают собственники частных территорий. Например, для росписи бизнес–центра, если клиентом является его собственник, согласования с городом не требуется. Основатель творческого объединения "Дари добро" Роман Добронов отмечает, что иногда процесс согласования эскиза с комитетом может занять несколько месяцев. При этом чёткого алгоритма, по которому происходит согласование, похоже, нет.
Партнёр Центра стратегического консалтинга Наталия Белякова отмечает, что важно аккуратно использовать термины. "Стрит–артисты, в отличие от авторов граффити, готовы работать в правовом поле. У них есть стремление вступить в диалог со средой. Стрит–арт — коммуникация с жителями до, во время и после, а граффити — провокация, обратная связь не важна. Есть прецеденты, когда в Петербурге стрит–артист творил, заручившись согласием жителей дома, но так и не получив официальную реакцию", — поясняет она.
Роман Добронов говорит, что по его опыту работать проще, договариваясь напрямую с администрацией района. "Хотя были случаи, когда администрация знала, что мы разрисовываем фасад здания (заказчиком выступала строительная компания), но потом оказалось, что это не было официально согласовано. Правда, когда КГА узнал, что мы договаривались с администрацией, а жители выступили в защиту, конфликт был мирно улажен", — рассказывает он.
В RASKRASIMVSЁ признали, что граффити–проектов в городе на Неве не может быть много, поэтому решили расширять географию на другие города. По словам руководителей проекта, в северных регионах компании удаётся работать "во взаимовыгодной синергии" бизнеса и власти. Причём муралы на стенах могут создаваться не только с эстетической, но и с практической целью. Например, как элементы навигации на паркингах, в апарт–отелях, жилых комплексах.
"Граффити–оформление ценно и потому, что это рукотворное произведение. Сегодня на рынок выходят технологии нанесения рисунков на стены с помощью принтера, такие проекты уже есть. Поэтому изображения, которые наносят мастера краской, кистью и другими инструментами, могут спустя время стать диковинными", — считают в RASKRASIMVSЁ.
Автор: "ДП"
Художники не пытаются оспорить статус культурной столицы. Однако спальные районы едва ли претендуют на то, чтобы называться архитектурным музеем. Вместе с тем шансов на появление муралов мало даже в тех районах, где здания не украшены лепниной.
"Город консервативен по отношению к уличному искусству. Максимум он дорос до портретов Бодрова и других известных людей. И то, есть ощущение, что в последнее время был сделан шаг назад и даже тех самых портретов стало в разы меньше — многие из них закрасили", — поделился с корреспондентом "ДП" создатель проекта Graffiti SPb Дмитрий Дамоев.
Факторами, которые помогают развитию легального рынка, он называет прежде всего доступность материалов. Плюс в городе много талантливых художников, заказчик может найти мастера практически под любую задачу. Произведения Graffiti SPb можно встретить на кальянных, барах, а также в детских комнатах. Самое известное — "Давид" в арке лофт–проекта "Этажи".
Напомним, в январе ПАО "Россети Ленэнерго" составило список из 43 трансформаторных подстанций, где разрешается размещать граффити. Ответственность за согласование и содержание произведений стрит–арта лежит на инициаторе проекта.
"Городом утверждены две локации для стрит–арта: под мостом Бетанкура и колпинский парк “Зима–Лето”. Это прогресс по сравнению с тотальным запретом, но есть детали: “кодекс чести” художника–муралиста не позволяет рисовать своё поверх недавно созданного коллегой по цеху. Так выделенное пространство будет заполнено через 2 дня. Притом что КПД среднестатистического муралиста — 50–70 высказываний в год, а заметных стрит–арт–художников только в Петербурге больше десятка", — дополняет картину Наталия Белякова.
В конце 2019 года парламентарии Петербурга предложили законопроект, согласно которому правительство города должно разработать правила размещения элементов уличного искусства и определить упрощённую форму согласования. Предполагалось, что ответственным за эти вопросы должен стать КГА. В феврале 2019 года проект закона был принят в первом чтении, но дальше дело не продвинулось. В конце 2020 года КГА вернулся к теме, но с тех пор новостей не поступало.