Петербургское судостроение растёт в объёмах и выручке

Автор фото: ТАСС
Автор фото: ТАСС

В прошлом году отрасль показала рост на 12%, объём экспорта вырос более чем в 2 раза.

Учитывая растянутый срок строительства судов от закладки до сдачи, держать линейный рост сложно. Но корабелы обещают этот год также завершить на позитивной ноте. Помочь в этом призван и окончательный переезд штаб-квартиры Объединённой судостроительной корпорации, которая 15 октября сообщила о том, что большая часть сотрудников холдинга приступила к работе в бизнес-центре на 17-й линии Васильевского острова. Головной офис ОСК разместился в переулке Антоненко, 4.

Ходовые испытания

У петербургских Адмиралтейских верфей в плане значилась сдача двух первых траулеров проекта ST-192 RFC для Русской рыбопромышленной компании, а всего по контракту завод должен поставить заказчику 10 больших морозильных рыбловецких траулеров (БМРТ) этого проекта. Пока самым близким к сдаче значится БМРТ "Капитан Вдовиченко", где идут швартовные испытания. Но до сдачи пока далеко. Вместе с тем на верфи в конце сентября был заложен шес­той БМРТ в серии.
Продолжились работы по достройке ледостойкой арктической платформы "Северный полюс" проекта 00903. В конце сентября 2021 года правительство одобрило выделение дополнительного финансирования. Росгидромету будет ещё направлено свыше 2,1 млрд рублей. Они помогут завершить строительство платформы в 2022 году и провес­ти швартовные, а также заводские ходовые испытания.
Вместе с тем программа сдачи кораблей военно-морского флота на Адмиралтейских верфях идёт в рамках графика. Подводные лодки проекта 636 завод сдаёт даже с опережением. Третью из шести кораблей этой серии (п/л "Магадан") предприятие сдало в октябре.

Низкая стоимость

Выборгский судостроительный завод (ВСЗ) из сугубо гражданского превращается в верфь военную. На стапелях предприятия уже заложены ледоколы для министерства обороны, и, судя по тем планам, которое озвучивает руководство ВСЗ, — это только начало.
В 2021-м завод планировал сдачу нескольких траулеров проекта КМТ01 и КМТ02, но объективно к ей готовится только второй крупнотоннажный траулер-процессор проекта КМТ01 "Норвежское море". Сейчас он на последней стадии испытаний.
На ВСЗ так же, как и у коллег из других верфей, на сроки сдачи судов оказали влияние последствия коронавирусных ограничений и невозможность приезда зарубежных специалистов для пусконаладочных работ, локдауны на производствах и трудности по пересечению границ.
ВСЗ, который ранее специализировался на строительстве ледоколов и спецсудов с высоким ледовым классом, не стал участвовать в конкурсах на поставки подобных кораблей. В результате Росморречфлот заключит контракт на строительство ледокола Icebreaker 7 мощностью 18 МВт с турецкой компанией "Сефине Денизджилик Терсанеджилик Туризм Санайи ве тиджарет А.Ш". Компания была единственной подавшей заявку на участие в конкурсе по максимальной цене контракта — 13,3 млрд рублей. При этом специалисты отмечали, что рыночная стоимость строительства составляет 15–16 млрд руб­лей, а с учётом роста цен на металл — ещё выше.
В октябре текущего года Росморпорт объявил очередной конкурс на строительство второго ледокола проекта 21900М2 мощностью 18 МВт ледового класса Icebreaker 7 для морских портов Северо-Западного (Балтийского) бассейна. Стоимость контракта составила 10,56 млрд рублей. Ещё на стадии конкурса по выбору подрядчика на реализацию головного судна, который выиграла "Пелла", ВСЗ говорил о низкой стоимости контракта. Заявку предприятие не подавало, хотя ранее сдало Росморпорту три ледокола прошлой серии проекта 21900М.
Турецкая же Kuzey стала субподрядчиком строительства двух топливных ледоколов проекта 23620 для Росморпорта общей стоимостью 18,5 млрд рублей. Формально контракт выиграл, подав единственную заявку, подведомственный Росморпорту Онежский завод. Заявку на участие в этом конкурсе ВСЗ также не подавал.
Финансовые показатели предприятия при этом пока не слишком радужные. В первом полугодии завод нарастил выручку до 3,27 млрд руб­лей, но убыток при этом составил 575,8 млн рублей.