Наша сила в строе: новой архитектуре Петербурга не хватает вдохновения

Автор фото: shutterstock
Казалось бы, что можно ждать от архитектуры в год пандемии? Тишины, застоя и покоя, но нет, совсем нет. Жизнь текла обычным чередом, без откровений, но и без навязчивых пауз. Крепкий зарубежный архитектор выиграл конкурс, "Газпром" анонсировал следующий небоскрёб выше прежнего, а дома — как обычно — строились, строились, строились.
Единственные, кто по привычке преимущественно обещали, — это как раз городские власти. Не раз, не два, но с заученным постоянством объявлялось об очередных планах строительства метро. Правда, с ними, как с волками, — никто им, кажется, уже давно не то что не верит (да и сами власти тоже), но даже не слушает. Но что-то же им надо говорить, а потому мы наверняка не получим десятка станций метро ни в ближайшие годы, ни за всё грядущее десятилетие. Да и аэроэкспресс не увидим — впрочем, он пока и не нужен. Возникает такое ощущение, что и вопрос открытия границ отошёл в какую-то сферу воображаемого и уже не так и сильно желаемого. Гипотетически — да, на практике — одному Богу ведомо. Впрочем, у него есть явно заботы поважнее. Так и с метро. Вдобавок ещё и мосты проектировались, и Восточный диаметр, так что с масштабными бумажными затеями всё в порядке. Планы в наличии и даже отчитаться есть чем, ну а практика не так и существенна.
Небоскрёб зато пообещали высоченный, запомнить, сколько метров, вроде легко, что-то типа 703, с ним уже и бороться смысла нет. Невинность теряют один раз, а дальше — рутина, без гарантий эйфории.
Зато выигрыш конкурса на новый СКК австрийской фирмой CoopHimmelb(l)au — событие, как ни посмотри. И то, что их prime позади, не так и важно, зато должны накрутить оболочку для хоккейных баталий. Даже интересно увидеть, как им это удастся. Если да, то район Парка Победы станет явно повеселее.
Тут, однако, нельзя не признать, что как раз веселье наши городские органы как-то не особо жалуют. Одно из капитальных разочарований — убранные звёзды над жилым комплексом на Полюстровском проспекте. Зачем это было сделано, понять трудно, даже сам сыр-бор не очень ясен. Они ведь вдруг стали таким забавным маркером Охты, если на неё смотреть со стороны Смольного и Литейной части. Прежде было непонятно, за что глазу зацепиться, что-то там вдалеке, а дальше вдруг воссияли звёзды. И то, что это была затея девелоперов, вообще-то хорошо о них говорит — превосходный рекламный ход, ставший и реальным ориентиром. Но нет, не позволено, убрали, что в конечном итоге выставило архитектурные власти в комическом (и прискорбном) свете, не иначе.
Других свершений, пожалуй, не набрать, всё изрядно скромнее. Домов проектировали много и даже явно приступят к реализации, ведь речь именно о жилье. Вроде бы наконец-то с мёртвой точки сдвинулось дело с "Северной короной". Правда, зачем вполне адекватный проект С. Орешкина модифицировали (и кто этим занимался), не совсем понятно, но, видимо, скоро мы увидим результат. А то, что он будет лучше недостроя, — почти гарантированно, потому пойдёт в зачёт.
Мастерская Н. Явейна получила отмашку на дома за Горным институтом, шедевров не обещано, но качество вроде будет. Так и другие студии выбрасывают на рынок вполне съедобные предложения жилых комплексов в частях города, примыкающих к центральной. Рождаются вполне стандартные продукты, не без мелких огрехов скроено, но и хорошо. Таковы, к примеру, дома бывшей мастерской бывшего главного архитектора В. Григорьева на улице Матросова. Без огрех и без прорех, сплошняком застраивают: место экономят, а потому надежд на зелёные зоны даже в бывших промышленных кварталах совсем немного. Так что если пандемия продлится или — избави нас Боже от этого — усилится, гулять будет не особенно вольготно (и всё ждать завершения Тучкова буяна). Но застройщик решает всё. А RBI выдаёт на рынок ладно скроенные проекты в районе Красноармейских. Свобода уходит, наглухо застёгнутая респектабельность приходит. Но так ведь и не только в архитектуре.
Ещё удачнее выходят офисы. С. Чобан сделал в бизнес–парке "Полюстрово" очередную добротную добавку — упруго ржавые плетения бизнес-центра Ferrum I, очень стильно и терпко. Там просто поучиться можно материальным решениям, оазис качества. Дело не в изобретениях, а именно в умении выпекать пирожки отменного уровня. И в способности девелоперов "Теоремы" выбирать и не скупиться.
Жалко, правда, что с весельем туговато. Шансы разбавить суровую плотность есть, впрочем, не только у СКК, но и у Сытного рынка. Там как раз станет ясно, способны ли продвинутые заказчики достичь желаемого и создать элегантную среду.
Итог — сплошняком стабильность. С вдохновением туговато, зато с неотвратимой поступательностью всё в порядке. Главное, чтобы старое удержалось, после "Невской мануфактуры" за "Треугольник" страшновато. Так что впереди — проверка на стабильность.