Город контрастов: какими будут квартиры будущего в Петербурге

Автор фото: Ермохин Сергей
Автор фото: Ермохин Сергей

"ДП" начинает проект "Недвижимость. Инвестиции. Финансы. Контуры будущего". Первая статья посвящена изменениям, которые произойдут на рынке петербургского жилья через 10–20 лет: "умные" квартиры-офисы за городом, в окружении зелени и общественных пространств с одной стороны, и крохотные студии-трансформеры — с другой.

Недвижимость по определению консервативна — люди продолжают жить в домах, построенных сотни лет назад. Но и что-то новое появляется постоянно. За последние десятилетия в Петербурге входили в моду квартиры-студии, загородные коттеджные посёлки, апартаменты. "Деловой Петербург" попытался узнать у специалистов, какими могут быть новые тренды, которые пока не так заметны.
Если в области стройматериалов революций на горизонте не просматривается, то IT-технологии развиваются колоссальными темпами. Это значит, что во многом они будут определять эволюцию жилья, уверен генеральный директор компании "Интекон" Игорь Лучков. "Сейчас элементы умного дома внедряются постепенно. Я думаю, что через 10 лет это будет просто стандартом", — говорит он.
Компания "Старт девелопмент" заявляет, что уже сейчас строит "умный город". "В городе-спутнике Южный будут применены сквозные технологии управления инфраструктурой, которые позволят экономить время, ресурсы и, конечно, деньги. Как на микроуровне отдельных домохозяйств (управление домовыми системами учёта, мониторинг расхода ресурсов), так и на общегородском уровне", — указывает генеральный директор ООО "Город-спутник Южный" Сергей Хромов.
Далее бум IT-технологий потянет за собой новые форматы удалённой работы (в том, что массовая удалёнка останется с нами и после пандемии, не сомневается, кажется, уже никто). Это сейчас мы сидим перед мониторами на видеоконференциях. Через 10 лет, вероятно, будет достигаться эффект полноценного присутствия в офисе, хотя физически работник останется у себя дома. Это может потребовать особого обустройства квартир. "Будет зафиксировано трудовым договором, что соответствующее оборудование должно находиться дома", — прогнозирует Игорь Лучков.
Если каждый день ездить на работу больше не надо, то появляется новый стимул развития загородного жилья, но уже с полноценной инфраструктурой. "Она должна быть на городском или близком уровне", — считает Игорь Лучков.

Дом как лицо жителей

Ещё одна тенденция, которая, видимо, продолжится в будущем — кастомизация жилья. "Для наших граждан уже сейчас становится очень важным однородное социальное окружение, — рассказывает президент Российской гильдии риэлторов Игорь Горский. — Мы пойдём по пути Европы и Америки. Например, в США есть резиденции для художников, есть резиденции, где детям разрешено находиться только до 11 часов вечера, есть резиденции для любителей яхтинга со своими маринами и т.д.".
В таких комплексах у соседей появится стимул к совместному времяпрепровождению. "Будет больше мест общего пользования, — продолжает Игорь Горский. — Например, на последнем этаже жилого комплекса появится площадка для барбекю, куда можно вечером прийти посидеть, пообщаться с соседями".
Кастомизация предполагает свободу самовыражения. Архитектор Алексей Левчук предлагает вспомнить 19 век, когда дома были непохожи друг на друга, но формировали единый уличный фронт. Эта традиция сохранилась, например, в Японии, причём в формате индивидуальной жилой застройки. Небольшие трёхэтажные домики стоят стена к стене, и каждый из них уникален. "Это совершенно разная по стилистике среда. Там могут быть и традиционалистские опыты, и современная архитектура, и модернизм, и минимализм", — объясняет Алексей Левчук. По его словам, это вполне применимо и в Петербурге.

Всё общее

Конечно, всё перечисленное будет доступно для более-менее состоятельных людей. Что касается большинства, то насчёт него девелоперы иллюзий не питают. Сокращение доходов населения ведёт к уменьшению средней площади квартир, говорит руководитель группы маркетинга компании ЦДС Наталья Кукушкина. "Жилые помещения будут становиться всё меньше и приобретать максимально свободную планировку, — рассказывает она. — Будущее за помещениями-трансформерами, которые могут менять своё функциональное назначение. Допустим, днём комната выполняет функцию столовой-гостиной, а ночью превращается в две небольшие спальни. Добиться этого позволяют выдвижные стены и специальная мебель".
"Внутри бюджетного жилья будет развиваться своя классификация, — поддерживает Игорь Лучков. — Будет появляться и супер-эконом-класс, апартаменты площадью 19–20 м2".
Впрочем, стремление к компактности будет характерно и для более высоких классов. "Мы видим тенденцию к сокращению жилых площадей в пользу общественных пространств. Речь не только о квартирах, планировки которых движутся в сторону эргономичности и максимальной эффективности использования каждого квадратного метра (сокращаются площади спален и "растут" кухни), но и о появлении дополнительных общественных зон в новостройках. Тот же комфорт-класс начал перенимать тенденции более высоких сегментов — лобби, инфраструктура для собаководов, семей с детьми и т.д.", — резюмирует Сергей Хромов.