Что такое pre-IPO и как на этом заработать

Инвестиции в акции потенциально могут принести высокий доход, а если вы покупаете бумаги компании, которая только готовится выйти на биржу, вы можете даже получить сверх ожиданий. Иногда участие в сделках pre-IPO приносит инвесторам сотни процентов. Об особенностях инвестиций в компании на стадии pre-IPO и о том, как снизить риски таких вложений, рассказал исполнительный директор УК "Альфа-Капитал" в Санкт-Петербурге Парвиз Искендеров.

В чем разница между IPO и pre-IPO
— Pre-IPO-сделка — это продажа акций непубличной компанией, которая в скором времени может выйти на биржу. Как правило, это предшествует более позднему этапу привлечения финансирования при публичном размещении (IPO — Initial Public Offering). Потребность в таком привлечении капитала обычно испытывают уже состоявшиеся развитые компании, капитализация которых может достигать миллиардов долларов. Привлечение внешних инвесторов позволяет им лучше подготовиться к выходу на биржу. В свою очередь главный интерес инвестора — купить долю в компании по самой низкой цене, пока эта компания не стала публичной и существенно более широкий круг инвесторов также не получил возможность инвестировать в неё.
Между инвестициями в компании на стадии IPO и покупкой бумаг непубличных компаний, только готовящихся выйти на биржу (pre-IPO), есть несколько существенных различий. В первом случае стоимость бумаг может быть намного ниже, чем на этапе подготовки к размещению. В последнем случае цену на акции устанавливает банк-андеррайтер, который играет на стороне продавца, в отличие от инвесторов заинтересованного в том, чтобы выйти на биржу по более высокой цене и таким образом привлечь больший объём финансирования.
Также различается и срок инвестиций: в первом случае акции покупаются за несколько дней до выхода компании на биржу. Срок уже известен, бумаги продаются по цене банка-андеррайтера, организующего размещение. Если банк объявляет локап, то продать в этот период купленные бумаги невозможно — придётся ждать начала торгов на бирже. Если со стороны инвесторов на рынке будет высокий спрос, то котировки акций компании поднимутся выше цены банка-андеррайтера, сделка принесёт доход.
Сделки pre-IPO, как правило, носят долгосрочный характер, выход компании на биржу может затянуться на месяцы, а то и на годы. Средний горизонт таких инвестиций обычно составляет 1,5 года. Для инвестора это сродни инвестициям в венчурный бизнес: необходимо найти зрелый и быстрорастущий бизнес, который может принести высокую доходность, если компания станет публичной. Вместе с тем, вкладывая свои деньги в бизнесы, ориентированные на скорый выход на биржу, инвестор, в отличие от сделок IPO, может получить 100% от своей заявки.
Сколько зарабатывают инвесторы
Инвестиции в компании на стадии pre-IPO могут принести очень высокую прибыль, гораздо выше, чем покупка акций на старте публичных торгов. Иногда это сотни процентов. Как пример — недавнее размещение крупного американского провайдера облачных инфраструктур DigitalOcean, которое прошло в марте 2021 года. Цена на размещение при IPO была установлена на уровне 47 долларов за акцию, но уже в первый день старт торгов начался с 41,5 доллара, то есть ниже цены на размещение. В мае котировки падали до 36 долларов и только к декабрю поднялись выше 85 долларов за акцию. Больше всего заработали самые терпеливые инвесторы и те, кто покупал бумаги DigitalOcean за несколько месяцев до начала размещения. Тогда акции компании можно было приобрести вдвое дешевле, чем на IPO.
Другой пример удачной для инвесторов pre-IPO сделки — это выход на публичный рынок компании DoorDash. Многие инвесторы, вложившие в 2020 году средства в акции этого американского онлайн-сервиса по доставке еды, смогли увеличить свой капитал в несколько раз. В конце прошлого года, когда компания вышла на биржу в Нью-Йорке, стоимость её акций достигла 102 долларов, а капитализация составила 70 млрд долларов. Буквально несколько месяцев назад на стадии pre-IPO бизнес DoorDash оценивался в 16 млрд долларов.
Как снизить риски
Конечно, приобрести акции компаний, готовящихся выйти на биржу, не всегда просто даже для инвестора с капиталом. Во-первых, бумаги таких компаний, как правило, доступны лишь для квалифицированных или крупных институциональных инвесторов, за такими "компаниями-единорогами" идёт настоящая охота. Во-вторых, в случае необходимости продать долю в такой компании очень трудно: деньги инвестора фактически оказываются "заморожены", поскольку продать неликвидные акции невозможно. И в-третьих, компания может и вовсе не выйти на биржу, если, скажем, найдёт крупного стратегического инвестора или изменится ситуация на рынке.
Поэтому, чтобы минимизировать риски, имеет смысл использовать портфельный подход, то есть не покупать бумаги одной-двух компаний, кажущихся перспективными, а инвестировать сразу в десяток разных проектов. Такую возможность, в частности, дают фонды pre-IPO, которые инвестируют сразу в диверсифицированный портфель акций непубличных компаний, готовящихся выйти на биржу.
Как правило, такие фонды ориентированы на состоятельных инвесторов (например, в УК "Альфа-Капитал" порог для входа составляет 5 млн рублей) и могут инвестировать в разных валютах в компании буквально по всему миру. Это существенно расширяет возможности инвесторов, открывая им доступ на самые крупные торговые площадки. Скажем, только на американских биржах в 2020 году прошло более 450 публичных размещений.
Инвестору участие в таком фонде даёт возможность не только поместить деньги в растущие отрасли мировой экономики, но и, главное, получить поддержку со стороны профессионалов рынка. Как правило, получить достоверную информацию о состоянии дел в компании, взаимоотношениях менеджмента и акционеров, планах на будущее и другой инсайт имеют возможность далеко не все. В случае со сделками pre-IPO это является серьёзным преимуществом и далеко не всегда доступно для частных инвесторов. В управляющей или инвестиционной компании отбором и оценкой бумаг для включения их в портфель фонда pre-IPO, оценкой рисков всегда занимается целый штат специалистов, аналитиков и управляющих.