Слепили претензию: сеть пельменных судится с владельцами Eurospar

Автор фото: Евгений Егоров

Спор возник из–за товарного знака.

Кулинарные отделы со свежеприготовленными пельменями, работающие в супермаркетах Eurospar под вывеской "Лепим Варим", стали поводом для судебного разбирательства. Основатели межрегиональной сети пельменных "Лепим и варим" (три точки в Петербурге) считают, что ретейлер нарушил исключительные права на их товарный знак путём активного использования сходного знака до степени смешения без разрешения. Сумма иска ООО "ИК “Молодые и красивые”" ("Лепим и варим") к ООО "Спар Миддл Волга" (Eurospar) составила более 21 млн рублей.
Товарный знак пельменной "Лепим и варим" был зарегистрирован ещё в 2015 году, тогда как компания "Спар Миддл Волга" получила регистрацию своего знака лишь в июне этого года. Как рассказал "ДП" сооснователь сети "Лепим и варим" Михаил Фишер, они пытались урегулировать конфликт мирным путём, однако получили ответ, что ООО "Спар Миддл Волга" будет решать данный вопрос лишь в правовом поле, то есть в суде и Роспатенте.
Партнёр, руководитель петербургского офиса Semenov&Pevzner Екатерина Смирнова оценивает шансы компании "Лепим и варим" на удовлетворение требований как довольно высокие. Она отмечает, что используемое ответчиком обозначение сходно по звучанию и семантике, используется в той же сфере деятельности, для одной и той же продукции. Товарный знак истца был зарегистрирован раньше, а у ответчика слова "Лепим Варим" не охраняются в составе товарного знака.
"Обычно незаконное использование доказывается путём предоставления доказательств фиксации ведения деятельности под схожим обозначением и её периода: фото– и видеосъёмка, контрольная закупка, осмотр сайтов и страниц в социальных сетях компании–нарушителя", — поясняет Смирнова. Кроме того, истцу необходимо доказать, что в результате использования сходного изображения потребители могут спутать две сети.
При этом сумма компенсации, по словам руководителя практики "Интеллектуальная собственность" юридической фирмы "Интеллектуальный капитал" Василия Зуева, может коррелировать с понесёнными правообладателем убытками в виде, например, упущенной выгоды в размере неполученных платежей, на которые сеть пельменных могла бы рассчитывать при заключении лицензионного договора с нарушителем.
Михаил Фишер подчёркивает, что его компания понесла именно тот ущерб, сумму которого они заявили к взысканию. Также речь идёт о роялти за правомерное использование товарного знака, которые должно было выплачивать ООО "Спар Миддл Волга" правообладателю. "Однако мы не можем установить его размер на данный момент в связи с отсутствием информации о выручке ретейлера от реализации продукции под товарным знаком, сходным до степени смешения с нашим", — признаёт Фишер.
Он утверждает, что покупатели достаточно часто путают продукцию ретейлера с их блюдами. Даже пишут отзывы с поздравлениями, полагая, что имеет место законная коллаборация между правообладателем и ретейлером, или жалуются на качество чужой продукции.
В сети Eurospar не смогли оперативно прокомментировать ситуацию.
Управляющий партнёр НЦИК Максим Дышлюк указывает, что правообладатель может недополучить прибыль, а его репутация может ухудшиться из–за некачественного контрафактного товара. Опасность может нести и размытие бренда — ситуация, при которой недобросовестные игроки рынка используют известный в одной области бренд для маркировки других товаров в другой области.