СБП помогает экономить малому и среднему бизнесу

Не будет преувеличением сказать, что малый и средний бизнес (МСБ) сегодня переживают далеко не самые лучшие времена — пандемия с её ограничениями наложилась на экономическую нестабильность. Именно поэтому сегодня бизнес и, в частности, предприятия МСБ заинтересованы в появлении новых инструментов, которые упрощают работу и помогают снижать издержки.

Один из таких инструментов — Система быстрых платежей (СБП). Она была запущена в 2019 году и даёт возможность не только переводить деньги по номеру телефона между счетами в разных банках, но и оплачивать товары и услуги с помощью мобильных приложений банков-участников Системы. Уже более 60 кредитных организаций предоставляют своим клиентам возможность приёма и осуществления оплаты по СБП, и их число постоянно расширяется.
Комиссия за приём платежей в СБП в 2-3 раза ниже, чем при других способах безналичной оплаты — она составляет до 0,4% или до 0,7% в зависимости от типа бизнеса. А для компаний с большим средним чеком ещё одним преимуществом становится то, что максимальная комиссия за одну транзакцию не может превышать 1,5 тыс. рублей вне зависимости от суммы операции (даже если платёж составляет 600 тыс. рублей). Более того, деньги на счёт организации поступают мгновенно, а это позволяет предпринимателям вести бизнес без кассовых разрывов. При классическом же эквайринге средства могут зачисляться на счёт компании до 3 дней.
Ещё один немаловажный аспект — предприятиям малого и среднего бизнеса с 1 июля по 31 декабря 2021 года компенсируют банковские комиссии за приём оплат с помощью СБП. К слову, недавно президент Владимир Путин поручил продлить программу до 1 июля.
Чтобы вернуть комиссию, компании нужно входить в реестр субъектов малого и среднего предпринимательства, принимать оплату с помощью СБП и быть клиентом банков, отобранных Министерством экономического развития, которое выделило из федерального бюджета на эти цели более 500 млн рублей. В список кредитных организаций, утвержденный Министерством, сегодня включено более 50 банков.
Отметим, что оплата товаров и услуг через СБП может быть совершена по нескольким сценариям. Все они удобны и интуитивно понятны для покупателей, а также позволяют осуществить онлайн-платеж без ввода каких–либо реквизитов всего за несколько секунд. Как следствие, бизнес получает меньший процент отказа от операций и увеличение лояльности клиентов.
Одним из сценариев оплаты услуг через СБП является переход по платежной ссылке или использование платёжной кнопки. Этот алгоритм чаще всего используется в онлайн-магазинах. Для совершения платежа пользователю необходимо просто перейти по ссылке и в мобильном приложении своего банка подтвердить операцию.
Второй сценарий — это оплата товаров и услуг с помощью QR-кодов. Чтобы расплатиться, покупателям нужно отсканировать QR-код камерой смартфона или банковского приложения, а далее подтвердить в мобильном банке платёж, предварительно проверив сумму покупки и название торговой точки.
Чтобы компании начать принимать оплату с помощью Системы быстрых платежей, необходимо обратиться в банк-участник программы СБП (список банков-участников СБП можно посмотреть на сайте сервиса), выбрать наиболее удобный для предприятия сценарий использования сервиса, а затем сообщить о новой возможности клиентам и партнерам.
Разумеется, СБП — не единственный сервис, который появился в последние годы. Но в целом стоит признать, что Система быстрых платежей уже для многих предприятий стала одним из основных инструментов. По данным исследования, проведенного Райффайзенбанком и аналитическим агентством B2B International, руководители более 63% российских компаний уверены, что в будущем корпоративных банковских услуг этот сервис сыграет определяющую роль.