Экономика контрафакта: кто проигрывает больше всех

Автор фото: Shutterstock

Фальсификат в сети — по сути, "новые 90-е" с обилием фейка, но уже на онлайн-площадках. Сегодня потребитель, приученный к акциям и скидкам, неутомимо ищет выгоду, а находит подчас проблемы.

Причём не только для себя. Когда выясняется, что товар является подделкой, в разбирательство включены продавец, производитель оригинальной продукции, а также интернет-магазин или маркетплейс, если на его просторах было найдено объявление.
"Потребители "голосуют кошельком" и о негативных последствиях приобретения поддельной продукции думают, только столкнувшись с проблемой", — сетует совладелец группы компаний REDMOND Диана Желяскова. Товары международного бренда малой бытовой техники востребованы у покупателей и фальсификаторов. В том, что необходимо отстаивать как свои права, так и покупателей, в компании не сомневаются.
В 2021 году опубликовано совместное исследование Центра развития технологий с маркетинговым агентством "Русопрос", согласно которому 53,7% респондентов испытывали сомнения по поводу подлинности того или иного товара. И если женщин чаще всего настигает это ощущение в отделе парфюмерии, то мужчины включили в список алкоголь, обувь, одежду, табак, электронику, продукты, воду и напитки, шины и автозапчасти, стройматериалы и инструмент, бытовую технику. А вот проверяли товар на подлинность лишь 33,1% опрошенных. При этом чуть больше 20% респондентов даже не смогли назвать варианты, как можно удостовериться в оригинальности и легальности продукта.

Простор для обмана

Эксперты напоминают, что "благодетели", предлагающие "аналоги", исходят из соображений собственной выгоды. Они ориентируются на спрос — и продают то, что востребовано. Поэтому так много подделок именно популярных категорий товаров и определённых моделей. К тому же здесь бренды, создавшие оригинал, уже сделали всю работу по продвижению, вложились сначала в качество продукта, а потом и в рекламные кампании. Фальсификаторам только и остаётся мониторить предложения и паразитировать на спросе потребителей.
По данным статистики, начиная с первого локдауна в 2020 году в России вырос спрос на бытовую технику, в том числе малую. Люди, больше находясь дома, стремятся обеспечить максимум комфорта и приобретают "помощников", которые позволят легче справляться с рутинными задачами. При этом по понятным причинам отмечается рост именно онлайн-покупок. Однако выбирать технику в интернете по фотографиям — не то же самое, что в офлайн-магазине. Ещё в апреле 2020 года Росаккредитация подготовила ряд рекомендаций для потребителей. В частности, напомнила о необходимости проверки бытовой техники и электроники на предмет их соответствия обязательным требованиям, которые прописаны в декларации о соответствии или в сертификате соответствия, представленных на сервисах ведомства. Обезопасить себя от покупки подделки возможно, если совершать приобретение в интернет-магазине, включённом в список авторизованных продавцов изготовителя.
Грядёт череда больших праздников, в последнее время бытовая техника входит в топ подарков родным и близким, а то и самому себе. Понятно, что если в качестве презента человек получает фейк, то впечатление будет смазанным. Поэтому актуальность вопроса довольно высока.
Исследование компании BrandMonitor гласит, что сегодня порядка 80% онлайн-площадок в Рунете предлагают поддельную продукцию. По разным оценкам, доля контрафакта в Сети варьируется от 5 до 30% — опять же показатель будет зависеть от товарной категории. И все аналитики отмечают прямую связь между ростом интернет–продаж конкретной позиции и увеличением количества подделок.
Крупные маркетплейсы не игнорируют проблему контрафакта — и пытаются с ней бороться. Пресс-служба Яндекс.Маркета так прокомментировала ситуацию: "Мы следим, чтобы качество товаров соответствовало ожиданиям пользователей Маркета. При подключении магазина проверяем информацию о юрлице, сертификаты на продукцию, можем запросить дополнительные документы для товаров отдельных видов. Таким образом мы получаем гарантию, что магазины завезли и продают свою продукцию в соответствии с законом. Если к нам обращаются покупатели по поводу конкретных товаров, мы сразу же запускаем дополнительные проверки и можем заблокировать продавца".
Каждая площадка предлагает свои уникальные методы. Ведь обилие подделок бьёт по репутации: негатив покупателя, столкнувшегося с фейком, распространяется не только на продавца, но и отчасти на маркетплейс. По мнению потребителя, площадка сделала недостаточно, раз человек приобрёл там подделку.

Чёткое деление

В этом отношении с офлайном всё проще: крупные торговые сети дорожат своей репутацией и доверием клиентов. В некоторых компаниях ведётся работа с целью противодействия появлению контрафакта на полках магазинов. Это же касается их онлайн-площадок. И если говорить о популярной категории товара — бытовой технике, — подделки здесь скорее случай исключительный. И, конечно, представители компании готовы помочь потребителю разобраться с разными вопросами: будь то характеристики, эксплуатация или проблемы с устройством.
Не гнушается торговлей контрафактом в основном малый и микробизнес, отмечают эксперты из BrandMonitor. Считается, что основная схема распространения подделок такова: неким распределительным хабом являются оптовые рынки, откуда продукция попадает в некоторые магазины торговых центров, в павильоны по городу и соцсети. Здесь уже с соблюдением правил торговли не всё гладко.
Если для экономики подделки — это недополученная прибыль, а для рынка — помеха к поступательному развитию бизнеса, работающего честно, то для потребителя — загадка со множеством неизвестных. Приобретение фейка может выйти потребителю боком. Такой товар, как правило, был произведён в условиях максимального удешевления, да и сами используемые для производства материалы могут не выдерживать критику. В случае с бытовой техникой это не только некорректная работа устройства, но и потенциальная угроза для здоровья, безопасности, а также сохранности имущества. Подделки отличаются от оригинала прежде всего качеством, также не исключены функциональные отличия. И, конечно, на них не распространяются гарантийные обязательства — это уже сюрприз для тех, кто рассчитывал сэкономить. Фальсификат не обслуживается в сервисных центрах, авторизованных изготовителем оригинальной версии. Да и срок его службы зачастую в разы меньше.
"Потребитель, который приобрёл контрафактную продукцию, может защитить свои права с помощью территориального подразделения Роспотребнадзора, который также наделён широкими полномочиями по борьбе с контрафактом, — прокомментировала ситуацию старший юрист юрфирмы "Городисский и Партнёры" Ярослава Горбунова. — Не будет лишним сообщить о проблеме и производителю оригинальной продукции".
И покупатели обращаются, причём не только если убеждены, что им попалась подделка, но также если хотят убедиться в подлинности товара, рассказали "ДП" в компании REDMOND.

А бренды что?

Так или иначе производители, сталкиваясь с контрафактом, вынуждены отстаивать свои права. Но лишь некоторые ведут открытый диалог с потребителем в поисках союзников в борьбе за доброе имя бренда. Так, на сайте известного производителя бытовой техники действует сервис "REDMOND за честный бизнес". Здесь приведены основные положения, помогающие потребителю проверить подлинность товара самостоятельно, а также есть форма обратной связи, позволяющая направить запрос на идентификацию конкретного прибора. Кроме того, посетитель сайта может сообщить о месте реализации контрафакта REDMOND, приложить документы, подтверждающие покупку товара (например, кассовый чек), и изображения приобретённой продукции.
"Обращайте внимание на качество полиграфии, комплектацию приобретаемого товара и цену. На упаковочной коробке товара должен быть расположен QR-код "Подробнее о товаре". Отсканировав его, вы попадаете на официальный сайт REDMOND, где размещена информация обо всех характеристиках прибора. Также, кроме указания QR-кода, на коробке расположен серийный номер продукции. Сверьте серийный номер, указанный на коробке, и на самом товаре. Они должны быть идентичны и отличаются только последней цифрой серийного номера, указываемого на упаковочной коробке". Основные положения инструкции компании для потребителей
Специалисты отдела интеллектуальной собственности российского представительства бренда сообщили, что недавно было зарегистрировано обращение от потенциального покупателя, который просил помощи в приобретении оригинальной продукции в одном из отдалённых регионов. Ему была направлена пошаговая инструкция проверки товара на предмет его подлинности. В компании регулярно актуализируют собственный "реестр фальсификата", покупателю был адресован успокаивающий ответ: "На настоящий момент не выявлено ни одного факта продажи подделки позиции "мясорубка REDMOND RMG-M1250-8".
Компания поощряет клиентов, которые приобретают оригинальную продукцию. Так, если покупатель регистрирует серийный номер устройства в приложении Ready for Sky, он получает дополнительно год гарантии на товар. Конечно, если система не принимает этот номер, то, скорее всего, прибор является подделкой.

От умиления до штрафа

Кстати, в компании, которая в этом году отметила 15-летие присутствия на российском рынке, есть свой музей, где представлена история эволюции малой бытовой техники. И частью богатого прошлого отрасли здесь стали самые необычные примеры контрафакта. В коллекции есть самовары REDMOND, также в числе экспонатов мультиварки, расписанные под гжель.
Раньше рынок предлагал подделки продукции, которой просто не существовало у бренда-производителя. Сегодня главная опасность, по словам экспертов, в том, что реплики стараются делать максимально похожими на оригинал, а главное — цена тоже становится средством манипуляции, её также "подстраивают" под "исходный образец". Однако всё это наказуемо.
Так, в июле 2020 года по решению Арбитражного суда Приморского края из оборота было изъято 108 электрических блендеров REDMOND RM-819. Владивостокская таможня выяснила, что бренд не имеет отношения к производству данной продукции. В ходе досмотра было обнаружено, что маркировка тождественна товарному знаку, зарегистрированному в Государственном реестре товарных знаков, однако правообладатель сообщил, что в его модельном ряду отсутствует указанный товар, и это позволило сделать вывод о контрафактности. Компания REDMOND оценила ущерб, причинённый действиями по незаконному использованию товарного знака, в 1 035 720 рублей. Вся выявленная партия контрафакта по решению суда была уничтожена.
Основной функцией товарного знака является отличительная — она позволяет покупателю отождествлять маркированный товар с конкретным производителем, вызывает определённое представление о качестве продукции. Наличие контрафакта на потребительском рынке причиняет вред деловой репутации правообладателя и его законным имущественным интересам, защита которых гарантируется законодателем в соответствии с общепринятой мировой практикой. Именно поэтому брендам совместно с государством важно активно противодействовать распространению поддельной продукции.

Первые в борьбе

По подсчётам экспертов, из-за засилия подделок ретейл с маркировкой "честный" в год теряет порядка 10 млрд рублей упущенной прибыли. Играют на это и современные технологии. Зачастую контрафакт получает своего потребителя за счёт более низкой стоимости. И эта цена позволяет подделкам выходить на первые позиции онлайн-площадок при сортировке по возрастанию цены. Соответственно, оригиналы окажутся на строчках гораздо ниже.
Инструментарий противодействия приходится постоянно обновлять. Но бороться есть за что — имидж, доля рынка, доверие потребителя. Правда, по словам самих производителей, сегодня деятельность против нелегального оборота ведут только крупные компании. Это затратно во многих отношениях. При этом аналитики подсчитали, что снижение количества контрафакта позволит вырасти ёмкости легальных рынков на 10–30% в зависимости от товарной группы.
А вести эту борьбу можно разными способами. "Правообладателям имеет смысл подумать о внесении своих товарных знаков в таможенные реестры объектов интеллектуальной собственности России и других стран ЕАЭС, чтобы эффективно пресекать попытки импорта такой продукции, — рекомендует Ярослава Горбунова. — В случае попадания контрафакта на рынок ЕАЭС правообладателю целесообразно постараться выяснить его происхождение и логистику ввоза и активно сотрудничать с таможней по вопросам таможенного контроля после выпуска товаров. Данный формат взаимодействия с таможенными органами очень хорошо себя зарекомендовал в борьбе с контрафактом иностранного происхождения".
Также в числе действенных мер специалисты называют защиту за счёт различных внешних атрибутов, в том числе упаковки, с применением современных технологий: радиометки, рельефы, голограммы, QR-коды и т. д. Адаптивные механизмы ценообразования — тоже вполне рабочая идея. Потребителю можно дать больше информации об авторизованных продавцах. Сервисы для обращений граждан по вопросам поддельной продукции также станут хорошим вкладом в борьбу за оригинальный продукт и цивилизованный рынок потребительских товаров.