Фермеры, живущие в сети: малому агробизнесу Ленобласти не хватает рынков сбыта

Автор фото: shutterstock.com

Из–за подорожания сырья, комбикормов и строительных материалов фермерские хозяйства Ленинградской области не могут развиваться должным образом. Не помогают даже современные технологии сбыта.

Купить фермерскую продукцию в Петербурге становится всё проще. На местный рынок выходят профильные маркетплейсы, открываются новые офлайн–проекты и даже специализированные бутики в Гостином дворе. Раньше основным каналом сбыта для фермеров были рынки и ярмарки выходного дня, число которых заметно сократилось из–за пандемии. Однако все эти инструменты не в состоянии решить застарелые проблемы малого сельхозпроизводства и помочь земледельцам справиться с вызовами нового времени.

Не рынок, а маркетплейс

Предложений в интернет–сфере, ориентированных на фермеров, становится всё больше. Агрегатор "Ешь Деревенское" во II квартале 2022 года намерен запустить экспресс–доставку в Петербурге. Более далёкие планы компании — открытие рядом с городом отдельного хаба, который позволит агрегировать местных производителей. Сервис работает в Петербурге с 2019 года, но до сих пор доля города и области в обороте составляет около 20%. Местные фермеры пока не сотрудничают с агрегатором, поставщиками являются небольшие производители из Тверской, Калужской, Ярославской, Московской областей и Краснодарского края. Скоро всё должно измениться. Некоторые фермеры в разговоре с корреспондентом "ДП" упомянули, что уже оформляют заявки для сотрудничества с проектом.
Сооснователь и исполнительный директор "Ешь Деревенское" Дмитрий Завьялов утверждает, что применение современных технологий электронной коммерции для доставки суперсвежих категорий — настоящее спасение как для малых фермерских производителей, так и для потребителей, предпочитающих продукты особого качества.
Кроме того, недавно появился интернет–магазин с доставкой "Своё родное" от Россельхозбанка. "Более 300 фермерских хозяйств Ленобласти уже подключились к системе. Наша цель — в следующем году вовлечь ещё более 200 хозяйств. Экосистема позволяет компаниям микро–, малого и среднего бизнеса сосредоточить свои усилия на производстве. А банку — повысить качество обслуживания за счёт использования дистанционных каналов и упрощения процедуры получения клиентом заёмных средств", — сообщили "ДП" в пресс–службе Россельхозбанка.

Дорого, но небогато

Кроме развития онлайн–каналов, в городе становится больше и офлайн–магазинов с товарами от областных фермеров. Долгоозёрный рынок продолжает расширять ассортимент сельскохозяйственной продукции, Южный рынок активно привлекает новых производителей.
Фермерский бутик в Гостином дворе открылся совсем недавно, сейчас в нём представлено 10 областных хозяйств, но эксперты не уверены в успехе данного проекта. Заместитель президента по маркетингу ассоциации "Союз фермеров ЛО и СПб", глава КФХ "Ферма у Груни" Александр Безруков считает, что это проба пера, но без достаточного оборота такие проекты быстро схлопываются.
"В Финляндии и Германии есть более правильное решение — это кооперативы. Объединяя схожих по производимой продукции фермеров, они выравнивают качество. Занимаясь сбытом — снимают нагрузку с хозяйства. Или как в других регионах: крупные агрохолдинги начинают загружать работой фермеров в качестве подрядчиков", — говорит он.
Независимый консультант по продвижению продовольственной продукции в торговые сети Михаил Лачугин считает, что открывать фермерские магазины в престижных локациях невыгодно. Это доказывает опыт тверского производителя "Афанасий", который несколько раз пытался развернуть в центре Петербурга сеть специализированных магазинов, но терпел неудачу.
Пока в городе более удачно развиваются сети "Удачный", "Народный фермер" и "Колхоз" с бюджетной продукцией, которая далека от настоящей фермерской по качеству.
"Концепция дорогих магазинов с высококачественной продукцией очень спорна даже для элитных локаций, а фермерские полки в сетях сократились. Причём как в масс–маркете типа “Ленты” и “О'Кея”, так и в премиуме — “Азбуке вкуса”, “Бабилоне”", — рассказывает Лачугин.
Александр Безруков подчёркивает, что основные рынки сбыта — это сарафанное радио, социальные сети, работа через дистрибьюторов или напрямую с ретейлерами (собственный бренд или контрактное производство). Фермерам не хватает постоянных районных ярмарок и рынков, где можно знакомить целевую аудиторию с продукцией.
Директор по маркетингу сыроварни "Костанян" Анаит Костанян согласна, что в городе и правда мало офлайн–точек реализации. Пока качественный фермерский товар остаётся элементом праздника, который потребитель приобретает раз в месяц, а то и реже. Если бы площадок было больше, то и потребление такой продукции стало некой нормой для петербуржцев.
"Во время пандемии всё больше покупателей стали приверженцами сервисов доставки от федеральных крупных сетей. У многих сформированы готовые онлайн–корзины, и они уже не так охотно выбирают продукты в разных местах и небольших фирменных магазинах", — говорит она.

Выживает сильнейший

Кроме каналов сбыта, фермерам приходится бороться с серьёзным ростом цен буквально на всё. Комбикорма растут в цене ежемесячно на 2–3% (в прошлом году с июня до декабря цена выросла на 35%, за 9 месяцев текущего года — уже на 20%), пластиковая упаковка с начала года подорожала на 22%, стоимость стройматериалов увеличилась более чем в 2 раза. Александр Безруков отмечает, что стройку продолжили только самые стойкие фермерские хозяйства. "Я как фермер ответственно заявляю, что был вынужден поднять цены на продукцию на 60%, а некоторые и до 80%", — добавляет Безруков.
Представитель "Усадьбы Заречье" Ирина Руденко признаёт, что пандемия самым негативным образом сказалась на их деятельности: "Во–первых, мы сами заболели, доставлять продукцию в Петербург не смогли. Пришлось нанимать доставку, что примерно на 20% уменьшило наши доходы. Во–вторых, мы планировали запустить новые программы по агротуризму. В связи с пандемией их количество существенно сократилось. Тем не менее несколько групп по новой программе мы смогли принять". Некоторые фермеры решаются на продажу своего бизнеса. Недавно стало известно, что предприниматель Леонид Цой выставил на продажу форелевое хозяйство и фермерские магазины "Это у нас семейное", которые развивал с 2015 года.

Не всем по карману

В комитете по агропромышленному и рыбохозяйственному комплексу Ленинградской области уверяют, что, несмотря на все сложности, количество фермеров в регионе не сокращается. В 2021 году комитетом было выдано 37 грантов фермерам и четыре — фермерским кооперативам. Из них 20 получателей — совершенно новые.
"Год особо не повлиял на фермерство. Это всегда сложная работа, и администрация региона каждый год увеличивает объёмы поддержки фермеров. В этом году поддержка увеличится примерно на 20 млн рублей", — говорят в пресс–службе комитета. Кроме грантовой поддержки, областные власти в этом году начали реализацию проекта "Ленинградский Торговый Дом" для продвижения продукции региональных товаропроизводителей. Также запатентован знак "Ленинградская марка качества".
Между тем аналитики АПК отмечают, ссылаясь на данные Росстата, что организаций, занимающихся растениеводством и животноводством (любой формы собственности и масштаба), на 1 июля 2021 года в Ленобласти насчитывалось 886. Это на 18% ниже показателей 2020 года. Количество индивидуальных предпринимателей–фермеров сократилось на 7% и составило около 100.
Масла в огонь подливает и то, что спрос на фермерскую продукцию падает. Ирина Руденко отмечает, что у людей просто нет денег на более дорогие продукты, пускай и более полезные для здоровья. Вполне вероятно, что на этот процесс повлияла пандемия как триггер торможения общего развития экономики.
Михаил Лачугин замечает, что спрос–то у людей есть, но скорее на "псевдофермерскую" продукцию. Крупные сети уже сформировали пул локальных поставщиков и не склонны их менять. При этом рынок Петербурга существенно отличается от московского: здесь и близко нет той покупательской способности, которая имеется в столице. Это напрямую влияет на потребительское поведение.
Мы поставляем продукцию в Кингисепп, Сланцы, Петербург и его пригороды. Выбор Кингисеппа и Сланцев как точек сбыта совпал с территориальным расположением нашего фермерского хозяйства. К сожалению, качественные продукты не могут стоить дёшево, поскольку требуют определённых затрат, и слово "экономия" тут неуместно. Мы очень рады, что наши покупатели это понимают и делают выбор в пользу нашей продукции. У нас за последний год появилось много планов по дальнейшему развитию. Но одновременно с этим — множество вопросов, а иногда и проблем. Мы сосредоточены на развитии хозяйства и продвижении своей продукции под торговым брендом "Островия". Пандемия подтолкнула нас к новому этапу: в планах строительство цеха по переработке мясной и молочной продукции. Мы сначала все рецептуры продукции апробируем на себе и только потом предлагаем вовне.
Екатерина Гаврилова
исполнительный директор ООО "Крафт"
Как и число представителей малого бизнеса по всей России, количество фермерских хозяйств в Ленинградской области сокращается. Но развитие сервисов доставки отражает запрос на аутентичность, а также спрос на натуральные продукты со стабильным качеством, доступные для покупателя. С развитием интернет–торговли и ростом числа сервисов доставки покупать фермерские продукты становится всё проще. Но для потребителя сегодня важна и цена, поэтому успешность новых проектов в Петербурге будет зависеть от выбранной ценовой политики. Проекты "Ешь деревенское" и "Своё родное" — это своего рода возможность продукции фермера попасть прямо на стол к потребителю. Таким образом, фермер занимается тем, что умеет, — производством. А продвижением и маркетингом занимается брендодержатель. И он же определяет, какую именно продукцию производить и в каких количествах.
Марина Петрова
заместитель председателя комитета МТПП по развитию предпринимательства в АПК