QRайние меры: коды на транспорте превратят жизнь в утопию

Автор фото: "ДП"

Власти ещё до завершения локдауна решили законодательно утвердить QR-коды в общественных местах и на транспорте. И если в первом случае мера уже не кажется чем-то принципиально новым, то перспектива остаться ещё и без поездок вызвала большой резонанс.

Вслед за возмущением последовали вопросы: коснутся ли ограничения автобусных перевозок и общественного транспорта, как будет организована проверка COVID-документов, что станет с транспортной доступностью и смогут ли перевозчики обеспечить технические условия для проверки QR-кодов в ближайшее время.
"ДП" выяснил, помогут ли новые требования снизить заболеваемость, как это повлияет на транспортную сферу и почему государство всё шире применяет ставшие уже почти привычными QR-коды.

Думали и наконец надумали

Первые новости о введении QR-кодов в транспортной сфере появились ещё 9 ноября: в СМИ горячо обсуждали, что власти уже рассматривают техническую возможность проверять QR-коды у пассажиров авиационных и железнодорожных компаний. Пресс-секретарь президента Дмитрий Песков обсуждение данного вопроса в администрации президента опроверг дважды, причём даже после того, как 11 ноября оперштаб подтвердил: QR-кодам на транспорте — быть.
В пятницу, 12 ноября, федеральный центр окончательно раскрыл все карты: кабмин заявил о внесении законопроекта в Госдуму, а г-н Песков отметил, что подобные решения практикуются во всём мире. Комментируя происходящее, вице-премьер РФ и глава оперштаба Татьяна Голикова подчеркнула, что предлагаемые поправки — необходимость, вызванная несоблюдением ограничительных мер и нежеланием россиян вакцинироваться, даже несмотря на угрожающие показатели по смертности.
Комитет ГД по охране здоровья должен рассмотреть предложения уже в понедельник. Если законопроект примут, до 1 февраля в России будет установлен переходный период, после которого QR-коды планируют ввести на постоянной основе, как минимум — до июня 2022 года. Именно к лету правительство рассчитывает добиться коллективного иммунитета, выйдя на показатель в 80% вакцинированных.
Основные положения законопроекта о QR-кодах на транспорте выглядят следующим образом:
— QR-код о прививке, справка о медотводе или перенесённом заболевании потребуется для междугородных и международных авиа- и ж/д перевозок;
— Сертификат о вакцинации потребуется как при покупке билетов на самолёт или поезд, так и при посадке;
— До установленной правительством даты (в переходный период) пассажирам будет достаточно отрицательного ПЦР-теста. Такие же требования будут касаться иностранцев;
Если депутаты одобрят предложения, вводить новые правила планируется в несколько этапов. Министр транспорта Виталий Савельев подчеркнул, проверка QR-кодов не должна создавать неудобств для пассажиров, поэтому в первую очередь будут отрабатываться технологические решения. В частности, уже сейчас рассматривается возможность обеспечить взаимодействие системы бронирования и "Госуслуг".

Белые пятна

Директор по развитию сервиса по поиску и продаже авиабилетов "Суперкасса" Дмитрий Дроевский согласен, что главные сложности для авиакомпаний и агентств по продаже билетов связаны именно с технологиями проверки QR-кодов, поскольку никто не знает, как проверять их при онлайн-продаже. Учитывая регулярные сбои на "Госуслугах" неясно, выдержит ли портал дополнительную нагрузку от рынка авиабилетов.
"Если потребуется подключиться к Госуслугам по API, то подготовка протокола, документации, и сам процесс затянется настолько, что самолёты встанут как в апреле 2020-го. Сейчас при продаже билетов есть понятные границы ответственности: агентство продаёт билеты и оказывает по ним сервис, а авиакомпания перевозит пассажира из точки в точку. Никто из этой цепочки не захочет брать ответственность за корректность и подлинность QR-кода", — говорит Дроевский.
Автор: Коньков Сергей
Эксперт обратил внимание, что невозможность купить авиабилет без QR-кода может стать большой проблемой: сделать это задолго до вылета или воспользоваться акционными предложениями гораздо выгоднее, чем непосредственно перед путешествием, а это чревато не только негативом со стороны клиентов, но сложностями для всего рынка — как экономическими, так и техническими. В сухом остатке получается, что пассажиры заплатят не только налогами, но и упущенной выгодой.
Для некоторых пассажиров на первом этапе дополнительные затраты на ПЦР-тесты могут серьёзно ударить по стоимости путешествия, чего нельзя сказать о вакцинированных или переболевших. Исполнительный директор агентства "АвиаПорт" Олег Пантелеев указал на ещё на несколько недочётов. И речь идёт даже не о снижении пассажиропотока, которое, по словам Пантелеева, будет кратковременным и в условиях большого внутреннего рынка останется почти незамеченным. Другое дело — способ передачи данных и связанные с этим расходы.
Автор: Вячеслав Прокофьев/ТАСС
"В принципе с проверкой QR-кодов может справиться любой телефон, подключённый к интернету, поэтому для большинства пунктов отправления организовать проверку совсем не сложно и недорого. Если пойдёт речь о защищённых каналах связи для передачи личных данных, это будет на порядок дороже", — отмечает Олег Пантелеев.
Не до конца ясно и то, как быть с отдалёнными пунктами отправления, где могут быть проблемы как с интернет-соединением, так и с COVID-документами: "Есть населённые пункты, в которых может просто не быть мобильной связи. Да, их немного, и через них проходит незначительный пассажиропоток, но считать, что такой проблемы не существует — нельзя. Опять же — если оленевод с удалённого пастбища вертолётом попытается добраться в областной центр, ясное дело, что никакого QR-кода у него не будет".

В поисках смысла

После внесения законопроекта в ГД глава Минтранса Виталий Савельев заявил, что с августа 2020 года по 2021 год ж/д и авиатранспортом воспользовались 58 млн человек, а общее количество перевозок почти в два раза превысило эти показатели. Естественно, такой объём пассажиропотока при условии, что вакцинировались только около 18 млн пассажиров, может сказаться на эпидемситуации не лучшим образом.
Большинство представителей транспортной отрасли с мнением Савельева не согласились, однако отметили, что некая логика в решении федерального центра всё же прослеживается.
"Воздушный транспорт перевозит довольно большое количество людей на большие расстояния. В тот же Норильск, где нет наземного сообщения, коронавирус может попасть только таким образом. К тому же ограничения снизят риск ввоза из-за рубежа более опасных штаммов — в этом плане воздушный транспорт — самый быстрый способ для вируса оказаться на территории другой страны", — рассуждает о позиции властей Олег Пантелеев.
Автор: Ермохин Сергей
С другой стороны — человек может быть здоров на момент покупки билета, но заболеть к моменту перелёта, ведь вакцина не даёт 100% гарантии. То же самое касается и железнодорожного транспорта, QR-коды на котором в том числе должны снизить распространение вируса и подстегнуть вакцинацию. Заведующий научно-исследовательской лабораторией системного анализа отраслевых рынков ИПЭИ РАНХиГС Андрей Каукин отмечает, что неоднородность распространения болезни несёт в себе определённые риски:
"В регионах с относительно стабильной эпидемиологической ситуацией может резко вырасти заболеваемость за счёт передачи от бессимптомных носителей, прибывших из других регионов. Помимо других факторов, такие "перетоки" инфекции могут способствовать тому, что волны заболеваемости в отдельных регионах будут следовать одна за другой: такую ситуацию мы наблюдали в конце лета-начале осени", — отмечает Андрей Каукин.
Автор: Ермохин Сергей
При этом связанные с технической стороной вопросы остаются открытыми и для железной дороги. Как быть с QR-кодами на стоянках, где составы останавливаются на 3-5 минут, а проводникам нужно проверить документы у 10-15 пассажиров; Как сканировать QR-коды на станциях, где нет сигнала? Будет ли возможность купить билеты непосредственно в железнодорожных кассах и как быть в случае, если на пути следования из Москвы до Владивостока QR-код у пассажира истечёт на день-два раньше до пребывания поезда на конечную станцию?

Дальше – больше?

Учитывая сложившуюся ситуацию, автобусные перевозчики могут вздохнуть с облегчением. Однако надолго ли — непонятно, особенно если учесть явный посыл федерального центра: "Хочешь жить без ограничений — иди на прививку". Власти Татарстана одними из первых заявили, что планируют вводить QR-коды на городском общественном транспорте, причём уже с 22 ноября. Конкретных технических решений на данный момент нет, однако перевозчикам заранее пообещали специальную субсидию на приобретение оборудования.
Автор: Fлександр Рюмин/ТАСС
Наблюдая за происходящим, эксперты не исключают, что в случае плохой эпидобстановки действие QR-кодов могут расширить и на автобусные перевозки. Первыми "подопытными" в этом случае могут стать междугородные и межрегиональные маршруты: власти могут пойти на это, если лишившись возможности попасть на поезд и самолёт граждане будут массово отправляться на автовокзалы, а не в прививочные кабинеты.
При этом в Петербурге вероятность таких ограничений очень маловероятна, в том числе — из-за новых постановлений об обязательной вакцинации. В аппарате вице-губернатора Максима Соколова "ДП" сообщили, что никаких решений по режиму QR-кодов на транспорте в Петербурге на данный момент не предпринималось, а в комитете по транспорту ещё до публикации законопроекта уточнили, что, вероятно, речь будет идти исключительно о междугородних и международных перевозках. Не должны затронуть QR-коды и пригородные автобусные маршруты с электричками, уверен аналитик движения "Транспорт и горожане" Арсений Афиногенов.
Автор: Коньков Сергей
"Транспорт нужно оставлять в любом случае: многие ездят по необходимости, а не потому, что они так захотели. Я понимаю, что нужно бороться с вирусом и вакцинироваться, но эта конкретная мера принесёт скорее больше негатива. И подобное деление людей на привитых и непривитых в плане перевозок — на мой взгляд чрезмерно и неправильно", — считает Афиногенов.
Аналитик обратил внимание, что в случае резкого падения спроса на поезда и авиатранспорт, внимание действительно может сместиться в сторону автобусов, однако у легальных игроков попросту не хватит мощностей, чтобы охватить такой объём пассажиров (да и для дальних перевозок автобусы едва ли станут эффективным решением). Опасность кроется в другом: несмотря на уменьшение поездок в легальном секторе, в условиях дефицита транспорта многие начнут обращаться к теневому бизнесу, где мерам противоэпидемической безопасности уделяется куда меньше внимания.
Председатель Правления Союза ассоциаций автоперевозчиков и предпринимателей "Регионы" Олег Куксов считает, что при введении QR-кодов для пассажиров междугородных и межрегиональных маршрутов есть риск усугубить и без того непростое положение перевозчиков.
Автор: Ковалев Петр
"Многие транспортные компании уже сейчас размышляют, продавать бизнес или нет. Кроме QR-кодов и пандемии существует масса административных барьеров: в отношении тахографов, водителей, безопасности транспорта, где предприниматели должны за свой счёт устанавливать камеры. Это очень большие расходы, даже если не брать во внимание переход на экологические виды транспорта и ожидающий в скором времени дефицит водителей", — подчёркивает Куксов.

Без QR-кода — никуда

Говоря о перспективе введения QR-кодов в общественном транспорте Петербурга, все опрошенные "ДП" эксперты сошлись во мнении, что это принесёт больше вреда, чем пользы. Директор по решениям в области общественного транспорта компании Simetra Владимир Валдин объяснил, что при некоторой доработке софта QR-код можно "привязать" к тому же "Подорожнику", взяв за основу принцип, запущенный на городском транспорте Стамбула.
"Если говорить об отдельном входном контроле, то это практически утопия: средняя скорость общественного транспорта в Петербурге и так не высока, но она в разы замедлится, если уже на входе проверять каждого пассажира на наличие QR-кода. Даже при технически грамотной реализации такие меры неминуемо ведут к оттоку пассажиров: люди пересядут на машины, маршрутки, в такси, уйдут к “нелегалам”. В итоге часть пассажиропотока схлопнется, а другая перейдёт с одного транспорта на другой. Это увеличит убытки перевозчиков, загрузку дорог, уровень пробок и аварийности. При этом и петербургские перевозчики, и перевозчики в Ленобласти напрямую зависят от объёмов перевозок и выручки. Добавьте отток водителей общественного транспорта в такси, где обещают больший доход, и станет ясно, что проблема комплексная. Да, в Европе есть паспорта здоровья, которые проверяют на входе в различные заведения, но не на городском и пригородном транспорте. И если осуществлять контроль в авиации довольно просто, то на железной дороге мы уже сталкиваемся с очередями при посадке на междугородные "Ласточки", которые и так длятся порой десятками минут. А городской транспорт и пригородные автобусы такой истории могут просто не выдержать", — объясняет Владимир Валдин.
По его мнению, подобные ограничения могут привести к серьёзному перекосу и дисбалансу транспортно-логистической ситуации, исправить который потом будет крайне сложно. При этом введение строгих ограничений в том числе на городском транспорте едва ли повлияет на желание граждан идти на вакцинацию: самые ярые антипрививочники просто пересядут на личный транспорт, велосипеды и такси, а некоторые и вовсе предпочтут добираться на работу пешком. В этом плане обойти запреты довольно просто — несмотря на характерную для Петербурга маятниковую миграцию между районами, от общественного транспорта может отказаться довольно большой процент горожан.
Автор: Тихонов Михаил
Доцент кандидат психологических наук, доцент кафедры политической психологии факультета психологии СПбГУ Александр Конфисахор разделяет мнение, что введение QR-кодов в транспортной сфере говорит скорее о желании контроля, а не о намерении улучшить эпидемиологическую обстановку: "Это наша реальность сегодня. Камеры на улице, банковские карты, смартфоны и самый главный шпион — смартфон. Поэтому QR-код тоже скорее один из таких элементов контроля за передвижениями, покупками, интересами".
К слову, заинтересовано в сборе данных не только государство: контекстная реклама сама себя не настроит, а регулярные утечки баз с личной информацией граждан вызывают всё большее желание никому их лишний раз не озвучивать.
Автор: Коньков Сергей
"Мне кажется, что пандемийные проблемы ускорят принятие решения, что QR-код должен иметь каждый гражданин, причём независимо от эпидемиологической обстановки. И в дальнейшем, по всей видимости, всё шире и шире будут применять эту практику", — соглашается Олег Куксов.
С тем, что QR-коды о вакцинации — только первый этап цифровизации личных данных граждан — согласно и большинство аналитиков. В будущем QR-коды могут содержать ещё больше информации: о долгах, судимостях, психическом здоровье и так далее. И очень маловероятно, что государство откажется от такого быстрого и удобного способа понять — кто перед ними.