Минус–группа: бюджет Петербурга может лишиться 20 млрд рублей

Ликвидация к 2023 году института консолидированных групп налогоплательщиков (КГН) может лишить бюджет Петербурга до 20 млрд рублей ежегодных поступлений в виде налога на прибыль.

В Госдуме вновь вспомнили о существовании в стране КГН: на неделе в ходе предварительных обсуждений бюджета на 2022 год зазвучали призывы его ликвидировать. Думский спикер Вячеслав Володин посетовал, что после принятия закона о КГН у регионов "многие большие доходы ушли на федеральный уровень, и это необходимо компенсировать".
Ещё дальше пошёл председатель комитета Госдумы по бюджету и налогам Андрей Макаров. "Консолидированная группа налогоплательщиков должна прекратить это издевательство над страной", — сказал он.
Предполагается, что будет внесён законопроект, который отменит положения о группах в Налоговом кодексе, пока звучит дата 1 января 2023 года. Доходная часть бюджетов Петербурга и Ленобласти столкнётся с риском сокращения, так как компании начнут платить по месту своей регистрации.
Институт КГН как пилотный проект появился в налоговой системе РФ в 2012 году. КГН — добровольное объединение взаимосвязанных организаций, создаваемое для уплаты налога на прибыль с совокупного финансового результата всей группы. Режим КГН позволяет суммировать прибыли и убытки таким образом, что при налогообложении получается выгода. КГН созданы почти всеми крупнейшими российскими холдингами — "Газпромом", "Роснефтью", "Лукойлом", "Северсталью" и т. п.
С 2016 года правительство ввело мораторий, запретив появление новых групп и внесение изменений в составы уже действующих. Оказалось, что придуманная схема оптимизации нагрузки в виде перераспределения налогов на прибыль между юрлицами одной группы привела к резкому падению доходов региональных бюджетов.
Чиновники взяли время на детальное изучение механизма, чтобы предложить изменения и устранить перекосы: в Петербурге, например, за первый год действия КГН налоговые платежи от крупнейших нефтегазовых компаний сократились на 27 млрд рублей, или в 5 раз (в 2011 году они обеспечили 8% доходов бюджета, в 2012–м — 1%). Но вскоре ситуация с наполнением бюджета была исправлена переездом в город других крупных компаний.
Несмотря на мораторий, КГН могло быть больше, если бы не жёсткие требования: совокупная уплаченная сумма налогов группы за предшествующий год должна превышать 10 млрд рублей, суммарный объём выручки — 100 млрд рублей, стоимость активов всех участников — более 300 млрд рублей. Таких компаний в стране оказалось не так много.
Первая мысль о том, что КГН не оправдали ожидания, прозвучала ещё в 2018 году из уст тогдашнего главы правительства Дмитрия Медведева. Оказалось, что идея финансовой помощи регионам в качестве наполнения их бюджетов за счёт перераспределения налоговых платежей из столиц, в которых и зарегистрированы головные компании крупнейших холдингов, проходит не так идеально (до появления КГН до 35% совокупного налога на прибыль получали Москва и Петербург).
Регионы столкнулись с трудностями в прогнозировании доходов и с резким сокращением поступлений — компании из КГН, зарегистрированные на их территории, стали работать в убыток. Плюс оказалось, что в некоторых регионах ставка налога на прибыль могла оказаться ниже, чем в соседнем, — это приводило к перемещениям юрлиц.
К слову, в бюджет Ленобласти компании из КГН платят налог на прибыль по ставке 14% (традиционный бизнес при этом перечисляет 17%). Доступных публичных данных о размере ставки по Петербургу нет.
Вскоре споры разгорелись в стенах Минфина и Совфеда: бизнес настаивал на отмене моратория, чиновники — на продлении или трансформации КГН в нечто иное.
После публикации доклада Счётной палаты судьба КГН, казалось, была предрешена: аудиторы пришли к однозначным выводам, что за 5 лет существования института в 2 раза сократилось поступление налога на прибыль от крупнейшего бизнеса во все бюджеты — в федеральный и региональные. Но и после этого механизм КГН продолжал действовать: взять на себя смелость отменить его никто не решался.

Дожать бизнес

Точное количество действующих в РФ на сегодня КГН неизвестно: информация разнится между 14 и 16 группами. В открытых источниках упоминается, что на период моратория в 2014–2016 годах заявления о создании групп подавали "Ростелеком" и ВТБ, но на сегодня, как выяснил "ДП" из данных ФНС, компаний, связанных с этими юрлицами, среди КГН нет.
Всего налоговики раскрывают данные о 193 организациях, входящих в разные группы на территории РФ. Из них в Петербурге зарегистрированы 11, в Ленобласти — две.
Согласно Налоговому кодексу, у каждой КГН должно быть ответственное лицо, которое исчисляет и выплачивает налог на прибыль (распределяя платежи по региональному присутствию компаний в зависимости от численности персонала и активов). Одно из требований к КГН определяет, что головная организация должна владеть не менее 90% уставного капитала входящих в её группу компаний.
В реестрах ФНС отсутствует информация об ответственных лицах. Исходя из состава учредителей компаний, можно предположить, что на сегодня в стране действует 14 КГН, связанных с "Газпромом", "Газпром нефтью", "Северсталью", "Роснефтью", "Мечелом", "Лукойлом", Х5 Group, "Росатомом", "МегаФоном", "Транснефтью", "Норильским никелем", "Новатэком", "Сургутнефтегазом" и НЛМК. В городе работают компании, которые находятся под контролем не менее восьми КГН, на территории Ленобласти — двух.
По данным ФНС, бюджет города по итогам 2020 года получил в 2 раза меньше денег от налога на прибыль КГН по сравнению с результатами 2019 года. Противоположная ситуация оказалась в Ленобласти — там выплачено в 1,6 раза больше.
Из–за специфики администрирования налога (как правило, он выплачивается ежемесячно авансовыми платежами) за 7 месяцев текущего года ситуация с поступлениями в бюджеты вновь перевернулась: область получила денег в 3 раза меньше, чем за тот же период в прошлом году, Петербург — на треть больше.
Как отметили опрошенные "ДП" эксперты, налог на прибыль достаточно подвижный, потому что не всегда и не каждая компания работает с прибылью: часть можно списать на затраты, сократив налогооблагаемую базу.
Всего город от КГН в прошлом году получил 12 млрд рублей, Ленобласть — 27 млрд. При этом в доходной части бюджета Петербурга на 2022 год доля поступлений налогов на прибыль организаций запланирована на уровне 269 млрд рублей, или 31% общей доходной части.
С отменой института КГН оба региона потеряют в доходах. Если законодатель не придумает ничего нового, то все юрлица начнут исчислять налог по общим правилам (17% — в региональный и 3% — в федеральный бюджет). По оценке "ДП", 11 зарегистрированных в городе компаний из КГН по итогам 2020 года отчитались о чистой прибыли 25,2 млрд рублей, что соответствует сумме налога 5,2 млрд. Ленобласти вместо привычных 27 млрд пришлось бы довольствоваться 0,8 млрд рублей.
"На мой взгляд, город не потеряет от отмены системы КГН. Прослеживается перенаправление финансирования после перерегистрации в Петербурге крупнейших налогоплательщиков, — отмечает Иван Шарапов, генеральный директор ООО “Балтийский аудит”. — Вместе с тем сложно сказать однозначно, опираясь лишь на данные опубликованной бухгалтерской отчётности, каковы фактические выплаты. Они остаются налоговой тайной".
Решение властей об отказе от использования КГН видится мне логичным. С каждым годом всё труднее изыскивать новые источники пополнения бюджета. А тут ещё и экономика вплотную подошла к угрозе нового локдауна. Было бы наивно думать, что государство не обратит внимания на столь крупный резерв, как КГН. Их создание стало эффективным способом экономии. Группа давала возможность платить налог на прибыль в регионах с пониженными ставками. И уменьшать налогооблагаемую базу за счёт включения убыточных организаций. Суммарные обязательства по налогу на прибыль уменьшились почти вдвое. В нынешних реалиях большинство налоговых платежей уходят в федеральный центр. Регионы живут в условиях постоянного дефицита, им просто неоткуда пополнять доходную часть. Счётная палата искала способы увеличения доходов субъектов РФ, но все резервы, которые смогли обнаружить аудиторы, — перспектива увеличения налогов на имущество. Метод напоминает "отжимание досуха". Есть риск перегнуть палку и погубить работающий бизнес, так как те, кто имеет значительные материальные активы, зачастую функционируют на грани рентабельности. Рост налогов на имущество будет грозить разорением. Поэтому закручивать гайки в отношении малого и среднего предпринимательства опасно. А из–за существования КГН потери регионов составляют десятки миллиардов. Понятно, что вопрос отмены такого способа налоговой оптимизации актуален. Вот он и вводится в действие.
Наталья Ненашева
Управляющий партнёр Topline
Режим налоговой консолидации применяется во всех странах с развитой экономикой. Нельзя сказать, что, когда оптимизируется величина налога на прибыль, не затрагиваются и другие налоги (например, НДС). Федеральный и региональный бюджеты не получают запланированные поступления от крупнейших налогоплательщиков. Отменяя режим консолидации, бюджет увеличит свою подпитку (доходы региональных бюджетов перераспределятся в зависимости от места нахождения налогоплательщика), а компании вернутся на прежний режим с увеличением налоговой нагрузки.
Анна Затевахина
первый проректор МБИ имени Анатолия Собчака
Отмена КГН, по сути, означает возвращение прежнего порядка начисления налога на прибыль — по месту регистрации. Сейчас участники рассчитывают, какую часть налога должны перечислить в бюджет каждого из своих регионов присутствия, исходя из распределения активов и персонала. Для столичных регионов отмена с высокой вероятностью приведёт к росту поступлений, для других ситуация может быть неоднозначной. Собственно, некоторые субъекты РФ, где действуют КГН, заявляют о недополучении средств, однако станет ли их положение лучше после — большой вопрос.
Вера Кононова
Заместитель начальника отдела аналитических исследований Института комплексных стратегических исследований