По опыту и спрос: чем для Петербурга обернулись архитектурные новации 2000-х

Автор фото: Ваганов Антон
В начале 2000–х в Петербурге громко зазвучали фамилии именитых московских и даже иностранных архитекторов. Тогда стартовала серия конкурсов на обновление городской инфраструктуры.
В первое время это было настолько ярко, что архитектурные новации до хрипоты обсуждали не только профильные специалисты, но и далёкие от зодчества петербуржцы. Что–то воплотилось в жизнь, что–то — нет. Но и город, и архитектура за эти годы прошли большой путь.
Как сейчас из столицы и из–за рубежа видятся результаты той работы, архитектурный процесс в Петербурге и перспективы городского развития?
В отличие от пиджака или, допустим, завода, архитектурное качество невозможно просто взять и привезти из–за рубежа. Проект, заказанный у самого именитого западного архитектора, будучи импортирован на российскую почву, неминуемо натолкнётся на отечественные реалии: законодательные, ментальные, технологические и прочие. В конце концов, нарисованное, допустим, в Лондоне, оказавшись на петербургских фундаментах, просто не может быть реализовано точно так, как было задумано первоначально. Поэтому зачастую привлечение западных бюро повышает продажи и улучшает пиар, но, к сожалению, не качество проекта. Благотворным для уровня нашего зодчества стало бы привлечение иностранных коллег в качестве преподавателей в отечественные архитектурные школы, ведь именно от их прогресса зависит этот уровень.
Степан Липгарт
генеральный директор бюро Liphart Architects
Идеи иностранных архитекторов находят своё воплощение в России. Примером этому служит парк "Зарядье" в Москве, проект американского бюро Diller Scofidio + Renfro в соавторстве с главным архитектором столицы Сергеем Кузнецовым. Иностранные архитекторы и сейчас принимают активное участие в международных конкурсах. Из недавних крупных — "Облик реновации", конкурсы на ландшафтно–архитектурную концепцию парка "Тучков буян" в Петербурге и на создание концепции штаб–квартиры компании "Газпром нефть". Российский рынок в целом довольно привлекателен для зарубежных архитектурных бюро. Зачастую мы даже видим консорциумы россиян и иностранцев, то есть большинство иностранных команд уже идёт в конкурс с российским сопровождением. Это тоже очень хороший пример коллабораций.
Михаил Бейлин
партнёр бюро Citizenstudio, член Союза архитекторов России
Моё мнение относительно здания второй сцены Мариинского театра не поменялось. Если Перро проектировал для Петербурга сказочный золотой дворец, то у канадцев из Diamond&Schmidt получился универмаг "Мариинский". Что касается сегодняшнего положения дел и вопроса о том, где больше креатива с точки зрения архитектуры — в Москве или в Петербурге, — мне кажется, это обычный спор двух столиц. Города, на мой взгляд, одинаково креативны. При этом нельзя сказать, что московские архитекторы так уж хорошо живут. В том числе и с точки зрения сотрудничества с зарубежными коллегами для адаптации их проектов к российским требованиям. Теперь заказчик по большей части — государство. Оно само заказывает и само с собой согласует, посредники в этом процессе не нужны.
Григорий Ревзин
архитектурный критик