Эксперты объяснили, смогут ли онлайн-курсы заменить университеты

Автор фото: Ермохин Сергей
Российские вузы могут успешно совмещать онлайн и офлайн подходы к образованию, однако искусственный интеллект и дипфейки никогда не заменят преподавателя. Об этом говорили гости подкаста "Что изменилось?".
По мнению начальницы отдела дирекции по онлайн-обучению НИУ ВШЭ Анны Завалей, действующая система образования довольно консервативна. На данный момент рано заявлять о появлении новых форм учебного процесса хотя бы из-за того, что особенности человека к изучению остаются прежними.
"Можно выучить что-то активным методом, вовлекаясь полностью в дискуссию и образовательный процесс, можно быть пассивным слушателем, а можно применить ноу-хау подход и изучать что-то в процессе активности. Единственное, что изменяется с течением времени — технологические возможности, поэтому главным становится вопрос того, насколько мы гибки и инновативны, чтобы соединить прогресс со старыми педагогическими приёмами", — передаёт РБК слова спикера.
Руководитель методического отдела Skillbox Марина Харахордина объяснила, что онлайн-платформы — это лишь один из возможных инструментов, который позволяет доставить контент другим способом. По мнению эксперта, потенциально наиболее эффективным можно назвать смешанное обучение, когда информацию получают с помощью любого из предложенных инструментов.
Искусственный интеллект не заменит преподавателя, уверена Анна Завалей. Такая позиция объясняется тем, что большинство людей выбирают курс исходя из того, кто его читает. Есть информация, которую может рассказать кто угодно, но в случаях, где требуется экспертиза и личный опыт, дипфейк вряд ли сможет чем-то помочь.
Кроме того, представитель НИУ ВШЭ подчеркнул, что для изучения, например, иностранного языка на уровне А1 будет достаточно пройти небольшой онлайн-курс. Но всё же она не советует брать прохождение курса для каких-то статистических данных, ведь тогда в стороне остаются такие факторы, как мотивация студентов, их языковые знания и предпочтения, социальный бэкграунд. В некоторых случаях без учителя не обойтись, добавила Завалей.
Как сообщал ранее "ДП", онлайн-курсы могут помочь педагогам в создании "индивидуальной траектории" учеников. Такую программу, в частности, разработали в "Яндексе".
Видеолекции, тесты и практические задания дадут учителям возможность проанализировать свой опыт преподавания, определить сильные стороны и увидеть точки роста.