Инновационные идеи под конкретные задачи бизнеса: чем удивит "Биржа IT-стартапов"

Автор фото: Pexels Ali Pazani
Автор фото: Pexels Ali Pazani

Главный приз — 1 млн рублей на реализацию разработки и масса возможностей для продвижения своей идеи. Компания "Газинформсервис" совместно с "Деловым Петербургом" приглашает к участию в "Бирже IT-стартапов". Презентация проекта состоялась в рамках форума по технологической безопасности и новой киберреальности GIS Days 2021.

По словам директора департамента организации работ с заказчиками "Газинформсервис" Романа Пустарнакова, данная премия предлагает массу перспектив не только креативным специалистам IT-отрасли, но и представителям бизнес-сообщества. В этом позволил убедиться проект-"прототип", старт которому "Деловой Петербург" дал в 2014 году. "Биржа стартапов" имела большой успех и стала площадкой, где участники могли представить разработки широкой аудитории и найти инвесторов, а организации — выбрать идеи для своего развития. Немаловажный элемент — экспертная оценка представленных проектов.
В IT-версии будет тот же принцип, но дополнительным стимулом послужит учреждённый компанией "Газинформсервис" денежный приз. Роман Пустарнаков также объяснил, кто сможет претендовать на победу. Для участия необходимы всего две вещи: сам стартап и его презентация. Здесь есть нюансы. IT-идея должна решать проблемы широкого круга людей, при этом отличаться прозрачностью и вызывать интерес. В презентации обязательно наличие описания разработки и путей её реализации, финансовой модели.

Найти зону применения

Весомым дополнением к инвестиции в стартап станет то, что победитель будет представлен бизнес-сообществу на следующем мероприятии GIS Days в 2022 году. В этот раз форум проводился параллельно в Москве и Петербурге, также была организована сессия со специалистами Кремниевой долины.
Собственно, тематика обновлённой версии "Биржи" была выбрана неслучайно. В рамках блока, посвящённого презентации совместного проекта, главный редактор "ДП" Игорь Павловский предложил спикерам дать своё объяснение, чем обусловлен новый неофициальный статус города на Неве как столицы IT: "В городе появился мощный кластер, который работает в этом направлении. Появились интересные стартапы, разработки. И в итоге Петербург, опираясь на свою замечательную историю, стал лидером в очень современной индустрии. Петербург — не только город-музей, город-памятник. Но и город, который устремлён в будущее".
Руководитель Суперкомпьютерного центра Санкт-Петербургского Политехнического университета Алексей Лукашин рассказал о том, что сегодня очень высокий конкурс на место по всему перечню специальностей, так или иначе связанных с IT. А в рядах студентов становится всё больше молодых предпринимателей. При этом переизбытка идей нет — хотя их действительно много, на большинство находится свой заказчик. "Ситуация на рынке постоянно меняется, появляются новые технологии, возникают разные условия для создания стартапов, — пояснил эксперт. — Это стимулирует к тому, чтобы поймать нужный момент. В этом контексте стоит задача поиска ситуаций, когда идея действительно ценна для того или иного бизнеса".
О "сроке годности" разработок напомнил и Роман Пустарнаков: "Идея должна быть понятна, перспективна, нацелена на развитие определённой сферы или предлагать какие-то новые направления, должна захватывать и быть реализуемой — причём в обозримом будущем. Можно сформулировать идею, которую удастся осуществить лишь через 30 лет, — безусловно, для бизнеса это не так интересно".
При этом спикер отметил, что сегодня корпорации действительно "охотятся" за талантами. Многие IT-компании выращивают для себя будущих сотрудников, начиная с вузовской скамьи. Таким образом проблема утечки мозгов отчасти трансформировалась в высочайшую конкуренцию за специалистов внутри страны. С другой стороны, сегодня не обязательно покидать пределы государства, чтобы работать на зарубежную компанию — офшорное программирование тоже стало привычным явлением.
Впрочем, у России есть все шансы стать точкой притяжения для иностранных IT-специалистов. А у отечественных разработчиков — найти каналы сбыта инновационного продукта на внешних рынках.

Знать, где искать

"В моём понимании идея должна решать какую-то проблему или задачу бизнеса, иметь бизнес-ценность", — поделился своим видением успешного проекта Вадим Чермошенцев: основатель сервиса автоматизации таксопарков taxiCRM стал участником Global Information Security (GIS) Days именно как создатель стартапа. Его кейс — история о том, когда концепция проекта была на поверхности, но, чтобы её увидеть, надо было изучить бизнес изнутри.
В 2018 году предприниматель открыл свой таксопарк, однако уже через год понял, что для дальнейшего эффективного развития требуется автоматизация ряда процессов. И оказалось, что на рынке нет релевантных решений. Так появился сервис taxiCRM. По признанию Вадима Чермошенцева, изначально продукт не был универсальным и готовым к масштабированию. Однако разработчики получали качественную обратную связь от первых лояльных клиентов — и усовершенствовали систему. Уже в 2019 году сервис позволял работать со всеми агрегаторами такси в формате одного окна. Дополнительно были созданы уникальные фишки для заказчиков.
Сегодня системой taxiCRM пользуется более 400 таксопарков, работающих в 40 городах России. Ежедневно она обрабатывает информацию по 500 тыс. поездок, а ежемесячно с помощью сервиса выплачивается более 800 млн рублей водителям такси. В 2020 году продажи продукта выросли в 5 раз, в текущем — более чем в 3 раза. В 2022-м компания планирует выйти на рынки ближнего зарубежья, в 2023-м — покорять Европу. Пока же, поделился Вадим Чермошенцев, проект будет развиваться "в горизонтали": продвигаться в пунктах приёма цветного металла, а также сельскохозяйственного сырья, дилерских центрах, страховых компаниях и других сферах.
Умение воспользоваться полученной информацией, направить поток данных в нужное русло — это как раз про IT-индустрию. И, конечно, про совместный проект "Делового Петербурга" и компании "Газинформсервис", которому очень скоро будет дан старт.