Накормить и обогреть: пандемия дала новые возможности туротрасли Северо-Запада

Автор фото: SHUTTERSTOCK

Пока границы закрыты, в СЗФО оттачивают новые приёмы привлечения туристов на соотечественниках.

Турбизнес приспособился к работе в условиях пандемии. На круглом столе "Делового Петербурга" представители индустрии и чиновники подвели промежуточные итоги: как удалось выжить в кризис и что делать дальше.

Перестроились

Массовых банкротств не случилось — пожалуй, это главный итог прошедших полутора лет для отрасли. В Мурманске так и вовсе фиксируют почти двукратный рост числа туроператоров: в доковидном 2019 году их насчитывалось 30, сейчас — 54.
Председатель комитета по туризму Мурманской области Александр Елисеев связывает это с региональными мерами поддержки, благодаря которым турфирмам и гидам стало выгоднее работать легально.
"Все перестроились, и мы видим рост. Легализация бизнеса — огромная для нас радость, многие регистрируют компании, а “чёрные гиды”, которые раньше зарабатывали по 5 тыс. рублей на северном сиянии, переходят на светлую сторону и начинают работать в правовом поле", — рассказал Александр Елисеев.
Переориентироваться на внутренний туризм пришлось многим. Но передышку без туристов–иностранцев для развития инфраструктуры и качественного рывка в уровне сервиса использовали далеко не все.
"Да, появились новые точки общепита, экскурсионные услуги и дополнительные предложения, но взрывного строительства отелей, загородных средств размещения или другой инфраструктуры не произошло", — отметил председатель комитета по культуре и туризму Ленинградской области Евгений Чайковский.
Господдержки для туротрасли оказалось недостаточно на фоне иных экономических факторов: стройматериалы подорожали настолько, что возведение загородных коттеджей стало вдвое дороже, да и бюрократические процедуры получения и оформления земельных участков никуда не делись. При этом существующие гостиницы и курорты оказались забиты под завязку и на месяцы вперёд.

Сервис хромает

И всё же кризис способствовал повышению качества услуг в сфере туризма, убеждена генеральный директор компании "Президент тур", полномочный представитель общенационального Союза индустрии гостеприимства по СЗФО Елизавета Нефёдова. По её словам, конкуренция на рынке стала высокой как никогда ранее, появились новые программы и авторские маршруты, развивается глэмпинг — комфортный отдых на дикой природе, а турфирмы пользуются всеми формами поддержки, в том числе участвуют в конкурсах президентских грантов.
Но инфраструктуры, особенно придорожной, всё ещё критически не хватает. И речь не только об элементарных "удобствах".
"Это и кафе, и инфостенды, на которых можно посмотреть и узнать, куда едет турист и что может увидеть. Ведь есть же и индивидуальные туристы — автолюбители, которые едут на своём автомобиле и вообще не знают, что их ждёт в конце этой длинной дороги", — отметила директор по развитию ООО "СканТур" Анастасия Трушина.
Чтобы хоть как–то решить проблему комфорта на длинных перегонах в Карелию, ставшую мегапопулярным направлением на Северо–Западе страны в пандемию, в компании "СканТур" скооперировались с Ecolines и запустили более комфортабельные автобусы. Но подобные решения — точечные, системно повлиять на уровень сервиса туроператоры не в силах, повысить они могут лишь уровень своих услуг.

Персональный подход

В регионах проблему понимают. В Коми, например, благодаря субсидированию внутренних авиарейсов стали значительно комфортнее и быстрее поездки к самой знаменитой достопримечательности республики — огромным скалам–идолам на плато Маньпупунёр.
"Люди прилетают в Сыктывкар, садятся на маленький “летающий микроавтобус” L–410, с комфортом добираются до Троицко–Печорска, а оттуда до Маньпупунёр — 40 минут лёта на вертолёте. А раньше 8 часов добирались до Троицко–Печорска на автомобиле из Сыктывкара", — рассказала начальник отдела координации турдеятельности Министерства культуры, туризма и архивного дела Республики Коми Наталья Макарова.
До пандемии республика принимала порядка 230 тыс. туристов в год, при этом неучтёнными оставались те, кто, не останавливаясь в гостиницах, ехал сразу к отдалённым заповедным местам. В прошлом году турпоток в республику рухнул на 38%, но сейчас восстанавливается, особенно в экологическом туризме: природные заповедники приняли уже вдвое больше гостей. Зафиксировали в республике и увеличение числа состоятельных туристов, готовых вложиться в качественный отдых.
Пандемия изменила туристов, отметили участники круглого стола. Люди стали путешествовать небольшими группами или семьёй. Выигрывают те, кто видит, как меняются предпочтения туристов, и старается под них подстроиться. "Это и новые индивидуальные программы, и музеи по записи, и авторские экскурсии", — рассказал председатель комитета по развитию туризма ПетербургаСергей Корнеев.

Турист возвращающийся

Программа туристического кешбэка — частичного возврата средств на карту "Мир" при покупке туров по России — очень помогла отрасли нынешней весной: в майские праздники туроператоры едва справлялись с возросшим количеством путёвок. Турбизнес рассчитывает на "кешбэчников" и предстоящей осенью: забронированные поездки начнутся с октября.
На замещение потока иностранных туристов россиянами участники рынка не рассчитывают: в Северной столице 60% из 10,5 млн гостей составляли иностранцы. Однако даже без них средний чек туриста в Петербурге вырос — с 36 тыс. до 38 тыс. рублей. Российские гости из других регионов приезжают в город не на пару дней, а дня на три–четыре, всё чаще проводят здесь полноценные каникулы.
По словам главы городского комитета по развитию туризма Сергея Корнеева, сохранить высокий уровень сервиса Петербургу помогают москвичи, которые сейчас составляют 40% турпотока.
Северная столица стала выполнять роль тревел–хаба для остальных регионов Северо–Запада, что выгодно всем. Главное — действовать сообща. Петербург и Ленобласть уже "перестали думать отдельными регионами", ведь, как выразился Евгений Чайковский, нельзя же постоянно ходить в Эрмитаж, можно пару раз и в Выборг съездить.
"Мы сейчас в хорошем смысле “прикармливаем” туриста, рассказываем, что можно посмотреть в городе и зачем вернуться сюда, даже когда границы откроются снова. То, что сейчас формируется, может вывести индустрию туризма на Северо–Западе на новый уровень", — надеется Сергей Корнеев.
Туротрасль уже доказала, что путешествовать безопасно возможно и в пандемию, теперь важно сохранить оборот и дождаться, когда откроется "окно в Европу". Главное, как резюмировали участники круглого стола, чтобы оно открылось в нашу сторону.