Диалог вместо спора: кто и как упрочил свои позиции на строительном рынке

О преодолении мирового кризиса в обозримом будущем говорить пока рано. Небольшие компании и те, кто не смог оперативно перестроиться, продолжают уходить с рынка. Остаются игроки, которые смело приняли вызов и выбрали стратегию роста. Эта тенденция коснулась всех отраслей экономики, но наиболее ярко проявилась в девелопменте.

По оценке экспертов Высшей школы экономики, до конца 2021 года страны, в том числе и Россия, не смогут выйти из кризиса, в связи с чем им придётся адаптировать свою экономическую политику к условиям более долгой рецессии. Это понимают все участники петербургской строительной отрасли, но каждый выбирает свою модель работы. Одни сдают ранее начатые объекты и собираются выходить из бизнеса. Другие заняли выжидательную позицию и смотрят, как будет развиваться ситуация. Третьи, напротив, активно скупают пятна под застройку и строят планы.
В любом случае бизнесу сейчас стоит иметь в запасе несколько вариантов развития событий, пока факторы, негативно влиявшие на мировую экономику в прошлом году, не будут устранены. О чём идёт речь? Для строительной сферы — это прежде всего увеличение стоимости материалов на фоне их растущего дефицита и сокращение рабочей силы в связи с закрытием границ.
В такой ситуации комфортнее всего себя ощущают организации, где за предыдущие годы был накоплен достаточный запас мощностей. По этой же причине ещё до начала пандемии они смогли адаптироваться к работе с эскроу-счетами. Без чего, к слову, сохранить позиции сегодня просто невозможно. Однако, как рассказал "ДП" генеральный директор ГК "Полис Групп" Игорь Белов, далеко не все застройщики научились работать с банками. Многие проекты сегодня не выдерживают проверки и, как следствие, не получают проектного финансирования.
"Рынок завоёвывают сильные девелоперы со стабильным доходом, доля же фирм-однодневок и так называемых "бригад на час" существенно сокращается. Скорее всего, мелкие компании вскоре выйдут из строительного бизнеса, закончив текущие проекты, которые были начаты до проектного финансирования", — добавил эксперт.
В то же время крупным развивающимся компаниям есть о чём задуматься. Чтобы оставаться конкурентоспособными, сейчас мало просто строить квадратные метры.
"Покупатель стал гораздо требовательнее. И это касается всего: планировок, отделки, оформления дворов, даже того, что расположено вовсе за пределами жилого комплекса. Но мы стремимся реализовывать удобные и комфортные проекты, с благоустроенной территорией и продуманной инфраструктурой, не только из-за веяний времени, а потому, что чувствуем ответственность перед будущими жильцами и новым поколением, которое вырастет в наших домах", — поделился Игорь Белов.
Чтобы иметь представление о том, что покупателю действительно нужно, важно поддерживать постоянный диалог с ним. В наши дни у большинства ответственных застройщиков этот диалог выстраивается не в форме взаимных упрёков, а в форме конструктивного сотрудничества. Отчасти этому способствовало бурное развитие онлайн-площадок для общения в период локдауна. Те компании, которые смогли наладить работу и извлечь из этого пользу, оказались в авангарде.
Что ещё необходимо учитывать в работе каждому застройщику? Уметь использовать вызовы времени себе во благо и продолжать развитие во что бы то ни стало — в этом уверен и Игорь Белов.
"Мы выбрали стратегию роста, несмотря на кризис, несмотря на пандемию. Уверены в том, что сможем реализовать большое количество проектов. У нас для этого есть опыт, персонал, финансовые возможности. Мы сейчас активно, можно даже сказать —агрессивно, расширяем земельный фонд не только на территории Ленинградской области, но и в привлекательных районах Петербурга".