Федеральная налоговая служба (ФНС) незаметно получила контроль над рынком электронных цифровых подписей (ЭЦП). Бизнес готовится стоять в очередях и терпеть убытки: инфраструктура не готова.
С 1 января 2022 года оформление ЭЦП для юрлица или индивидуального предпринимателя согласно закону возможно только в ФНС РФ. Или у её доверенных партнёров, которыми оказались Сбербанк и АО "Аналитический центр".
На текущий момент с учётом поблажек и оговорок у предпринимателей остаётся немного времени: срок действия любой ЭЦП исторически установлен в 1 календарный год, все оформленные до 31 декабря 2021 года будут действовать до истечения своего первоначального срока. Перевыпуск сертификата придётся осуществлять по новым правилам.
Расчистка рынка
Рынок ЭЦП, по самым минимальным оценкам, приносил удостоверяющим центрам (УЦ) не менее 400 млн рублей ежегодно, при условии если бизнес приобретал ограниченную по функциональности подпись. Она стоила около 1 тыс. рублей в год и нужна была каждому из 230 тыс. зарегистрированных в Петербурге юрлиц и более 170 тыс. индивидуальных предпринимателей. Для работы с различными государственными институтами (Росреестр, ПФР, Росстат, ФТС, "Федресурс" и так далее), а также если предприниматель участвует в тендерах и торгах на множестве площадок, стоимость ЭЦП кратно увеличивалась. По оценкам опрошенных "ДП" экспертов, расходы на дистанционное взаимодействие бизнеса с госструктурами только в Петербурге могли быть в диапазоне 3–7 млрд рублей.
Сами УЦ не всегда напрямую оформляли ЭЦП: при них работали посредники, которые на платной основе взаимодействовали с предпринимателями, дополнительно оказывая им консультационные услуги: регистрации юрлица, открытия расчётных счетов в банках, ведения бухгалтерской отчётности.
Реформа предполагает, что ФНС выпускает ЭЦП бесплатно через свой собственный УЦ. Предпринимателям придётся лишь самостоятельно приобретать сертифицированный носитель. Одновременно с заменой ЭЦП налоговики смогут выявить и ликвидировать рынок так называемых номинальных учредителей и руководителей: для выпуска цифровой подписи собственнику или генеральному директору придётся лично обращаться в ФНС со всеми документами.
Ограничения по выпуску ЭЦП серьёзно затронут и рынок банковских услуг — за последние пару лет кредитные организации увлеклись построением собственных экосистем. И, помимо других конкурентных преимуществ, возможность оформить электронную подпись для них стала серьёзным источником комиссионного дохода.
Из–за запрета ФНС коммерческим УЦ выпускать цифровые подписи большинству банков придётся отказаться от услуг по регистрации бизнеса или начать договариваться с теми, кто получил аттестацию по новым правилам.
Формально частные УЦ должны были прекратить работу с 1 июля, если они не сумели пройти аккредитацию. Основное препятствие — требование к минимальному размеру собственных средств (1 млрд рублей).
При этом получившие аккредитацию могут выдавать ЭЦП до 1 января 2022 года, после этой даты у них сохраняется возможность выпуска цифровых подписей только для физлиц или представителей бизнеса, которые придут с доверенностями (первичная ЭЦП на юрлицо выдаётся в ФНС).