Росгосподпись: контроль над рынком ЭЦП уходит к налоговикам

Федеральная налоговая служба (ФНС) незаметно получила контроль над рынком электронных цифровых подписей (ЭЦП). Бизнес готовится стоять в очередях и терпеть убытки: инфраструктура не готова.

С 1 января 2022 года оформление ЭЦП для юрлица или индивидуального предпринимателя согласно закону возможно только в ФНС РФ. Или у её доверенных партнёров, которыми оказались Сбербанк и АО "Аналитический центр".
На текущий момент с учётом поблажек и оговорок у предпринимателей остаётся немного времени: срок действия любой ЭЦП исторически установлен в 1 календарный год, все оформленные до 31 декабря 2021 года будут действовать до истечения своего первоначального срока. Перевыпуск сертификата придётся осуществлять по новым правилам.

Расчистка рынка

Рынок ЭЦП, по самым минимальным оценкам, приносил удостоверяющим центрам (УЦ) не менее 400 млн рублей ежегодно, при условии если бизнес приобретал ограниченную по функциональности подпись. Она стоила около 1 тыс. рублей в год и нужна была каждому из 230 тыс. зарегистрированных в Петербурге юрлиц и более 170 тыс. индивидуальных предпринимателей. Для работы с различными государственными институтами (Росреестр, ПФР, Росстат, ФТС, "Федресурс" и так далее), а также если предприниматель участвует в тендерах и торгах на множестве площадок, стоимость ЭЦП кратно увеличивалась. По оценкам опрошенных "ДП" экспертов, расходы на дистанционное взаимодействие бизнеса с госструктурами только в Петербурге могли быть в диапазоне 3–7 млрд рублей.
Сами УЦ не всегда напрямую оформляли ЭЦП: при них работали посредники, которые на платной основе взаимодействовали с предпринимателями, дополнительно оказывая им консультационные услуги: регистрации юрлица, открытия расчётных счетов в банках, ведения бухгалтерской отчётности.
Реформа предполагает, что ФНС выпускает ЭЦП бесплатно через свой собственный УЦ. Предпринимателям придётся лишь самостоятельно приобретать сертифицированный носитель. Одновременно с заменой ЭЦП налоговики смогут выявить и ликвидировать рынок так называемых номинальных учредителей и руководителей: для выпуска цифровой подписи собственнику или генеральному директору придётся лично обращаться в ФНС со всеми документами.
Ограничения по выпуску ЭЦП серьёзно затронут и рынок банковских услуг — за последние пару лет кредитные организации увлеклись построением собственных экосистем. И, помимо других конкурентных преимуществ, возможность оформить электронную подпись для них стала серьёзным источником комиссионного дохода.
Из–за запрета ФНС коммерческим УЦ выпускать цифровые подписи большинству банков придётся отказаться от услуг по регистрации бизнеса или начать договариваться с теми, кто получил аттестацию по новым правилам.
Формально частные УЦ должны были прекратить работу с 1 июля, если они не сумели пройти аккредитацию. Основное препятствие — требование к минимальному размеру собственных средств (1 млрд рублей).
При этом получившие аккредитацию могут выдавать ЭЦП до 1 января 2022 года, после этой даты у них сохраняется возможность выпуска цифровых подписей только для физлиц или представителей бизнеса, которые придут с доверенностями (первичная ЭЦП на юрлицо выдаётся в ФНС).

Непонятная ситуация

В Петербурге зарегистрировано 19 удостоверяющих центров, аккредитацию в УД ФНС на конец августа прошли всего два из них. Опрошенные представители коммерческих центров проигнорировали запросы "ДП" о перспективах своей будущей деятельности.
Негласно представитель одного из них сообщил, что на сегодня ситуация совершенно непонятна. "Есть робкие ощущения, что новации будут отменены и переходный период продлят, но говорить про это вслух нельзя, мы боимся спугнуть удачу, — отметил один из руководителей УЦ. — В любом случае о реформе было известно, и придётся или закрывать свой бизнес, или искать новые ниши и направления, какие — непонятно".
Из местных участников на рынке ЭЦП продолжают работать "Корус консалтинг СНГ" (единственный учредитель — Сбербанк) и "Газинформсервис" (собственник — физлицо).
Из петербургских игроков не получили аккредитацию АО "Ладога телеком", акционером которого было КУГИ Ленобласти, ГУП "Санкт–Петербургский информационно–аналитический центр" (от него зависят ЭЦП чиновников и проект цифровизации Единых карт петербуржца), ПАО "Ростелеком", банки ВТБ и "Санкт–Петербург", Санкт–Петербургская валютная биржа и ряд других.
Из московских УЦ аттестованы Тинькофф Банк, Альфа–Банк и Промсвязьбанк, но не прошли процедуру ТКБ–банк, МКБ и даже ЦБ РФ. Последний, вероятно, находился в реестрах для того, чтобы взаимодействовать со своими поднадзорными. По условиям нововведений, с 1 января всему финансовому сектору придётся оформлять ЭЦП только в УЦ Банка России (при этом аттестованные банки пока ещё могут продолжать наращивать свою клиентскую базу, привлекая на обслуживание всё новые юрлица).
В целом по стране, согласно опубликованному на сайте ФНС реестру, работало 302 УЦ (по новым правилам из них аккредитовано 23).
Под вопросом остаётся и будущее ЭЦП для онлайн–касс в розничной торговле: до реформы поставщики брали на себя техническую часть по выпуску цифровых подписей и передаче информации в налоговую. К январю производителям придётся изменить принцип взаимодействия: как предприниматель сможет оформить подпись напрямую в ФНС и будет ли ему предоставлена возможность интегрировать её в программное обеспечение кассы — непонятно.
Под новый год бизнес может столкнуться с полной приостановкой своей деятельности. Сокращение численности коммерческих удостоверяющих центров неизбежно приведёт к столпотворениям: на сегодня ФНС занимается приёмом документов только в МИФНС № 15 на ул. Красного Текстильщика (по Ленобласти работают три офиса: в Сосновом Бору, Приозерске и Тосно). Налоговики разрешают оформлять ЭЦП в любой точке, называя это принципом экстерриториальности, — вне зависимости от местонахождения бизнеса. Но пока никто не оценивает масштаб бедствия: для всех желающих двух регионов всего четыре работающих офиса, куда можно попасть по записи.
Неясен и принцип отбора доверенных партнёров ФНС — на сегодня их пока два. Оба не раскрывают адреса офисов, где ждут предпринимателей для оформления ЭЦП. Сбербанк, вероятно, будет взаимодействовать с бизнесом через свои центры работы с юрлицами, которых в городе немногим более 20, а у Аналитического центра всего две точки обслуживания.
Эксперты предполагают, что пилотный перезапуск принципа работы с ЭЦП, который с 2022 года затрагивает только юрлиц и индивидуальных предпринимателей, в ближайшее время будет распространён и на физических лиц. С точки зрения защиты интересов государства это правильно: все шаги владельца ЭЦП перейдут под окончательный контроль госорганов.
Очень удачная инициатива. Значительно облегчит работу и взаимодействие предпринимателей с государством. Позволит передавать электронные налоговые декларации в налоговую инспекцию, участвовать в электронных торгах, подписывать заявки на тендеры и тендерную документацию в электронном виде, регистрироваться в системе маркировки продукции.Взаимодействие государства и налогоплательщиков станет проще, а бюджетное регулирование — прозрачнее. Проблема с удачными государственными инициативами всегда одна — это качество их реализации и контроль исполнения на местах.
Наталья Ненашева
управляющий партнёр "ТОП ЛАЙН"
Об изменениях было известно заранее, рынок готовился к ним. Но, как всегда, инициатива не до конца была проработана с точки зрения нормативов. Очень много изменений и требований к удостоверяющим центрам. И если изначально было понимание, что не все из них смогут пройти аккредитацию и их количество существенно сократится, то сейчас ситуация изменилась, общего числа центров достаточно. Думаю, что коллапса на рынке точно не будет, потому что все участники процесса готовились к реформе, осознавая всю сложность переходного периода.
Елена Канцерова
руководитель департамента по управлению и развитию электронной торговой площадки (ЭТП) Российского аукционного дома
Сроки оформления ЭЦП в ФНС и у доверенных лиц при первом получении могут немного увеличиться. Это произойдёт из–за того, что для оформления ЭЦП в первый раз руководителю нужно будет явиться лично — а это время на поездку. В остальном время на услугу должно остаться прежним: функцию частных УЦ будет выполнять не только ФНС, но и её доверенные лица. К 1 января, когда получение ЭЦП в ФНС станет обязательным, список доверенных лиц будет расширен, и скорость оформления должна остаться такой же, как сейчас в коммерческих УЦ. Стоимость оформления ЭЦП в среднем несколько снизится. Цена услуги складывается из сертификата ЭЦП, носителя и криптографических программ для работы подписи. При оформлении в ФНС она будет ниже: налоговая не берёт плату за сертификат, однако носитель и программы нужно будет приобрести. При оформлении через доверенное лицо стоимость останется на прежнем уровне: лица могут предлагать дополнительные платные услуги для работы с ЭЦП. Электронная подпись нужна большинству предприятий и бизнесов, а также физлицам, которые хотят меньше бумажной волокиты. Она обязательна для сдачи отчётности и участия в госзакупках, кроме того, помогает сократить затраты на оформление и рассылку документов, найти новые источники доходов для бизнеса, например участвовать в закупках. Хотя бы одна электронная подпись есть примерно у 92% юрлиц и ИП.
Сергей Казаков
руководитель удостоверяющего центра "СКБ Контур"

Забрать процесс в госруки

На заре становления эквайринга в прошлом веке было немало случаев, когда нечестные магазины продавали товар по ворованным банковским картам. Банков в то время было много, мигрирующих торговых точек ещё больше, никто досконально не отслеживал, где установлен терминал и почему проведена операция без авторизации. Вообразить сегодня подобные истории невозможно: банки без принуждения со стороны госорганов научились выявлять нарушения и виновных, а также компенсировать потери своих клиентов.
Придумка налоговиков (или людей из правительства, кто наделил их полномочиями) упакована в красивый фантик: чиновник на защите интересов бизнеса. Якобы с нового года у рейдеров, мошенников и прочей алчной нечисти не получится покупать–продавать доли в уставах юрлиц, разгонять фиктивным участием стоимость на госаукционах, мимикрировать под честный бизнес. Главный фискал страны будет жёстко идентифицировать персоналию, которая вдруг захочет выпустить на своё имя ЭЦП. Через сито удостоверяющего центра ФНС не проскользнёт ни один номинал. Которые сейчас в судах, если до них и доходит дело, пытаются убедить государство, что были введены в заблуждение, не ведали, не осознавали, а то и вовсе — теряли документы.
Не важно, что за действительность паспорта, например, отвечает другой госорган, так что при идентификации граждан у ФНС перед коммерческими УЦ преимуществ нет. А технологии в руках государства работают хуже, чем в частных руках: достаточно вспомнить, как часто падают сайты "Госуслуг" или налоговой. И почему вдруг решено закрыть сотни офисов и разрешить оформлять ЭЦП только в одном помещении на весь многомиллионный город?
Странно, что кусочек виртуального мира чиновники решили регулировать через изъятие в свои руки именно сейчас, когда и магазины давно обязаны иметь онлайн–кассы, и перечень товаров с маркировками ежеквартально расширяется, и аспирин с водкой уже почти разрешено доставлять частным магазинам на дом к покупателю.
Где же раньше было государство, когда через различные схемы (и не только с помощью ЭЦП) владельцы бизнеса вдруг переставали являться учредителями, недвижимость из собственности юрлиц переоформлялась на неизвестных лиц, а главные бухгалтера набирали кредитов на ООО, которое потом странным образом исчезало на горизонте? И где гарантия, что сервера налоговой вдруг окажутся надёжнее, чем у коммерческой организации, которая рискует репутацией, числом клиентов, выручкой и прибылью?
Защитить интересы налогоплательщиков можно было и без фантиков. Между строк–то все понимают, что всевидящее око (которое теперь принято называть биг–датой) создано совсем для других целей.