Не кешбэком единым: отели в Петербурге и Ленобласти неминуемо подорожают

Автор фото: Сергей Коньков

В правительстве РФ обсуждают перспективу роста цен на отели и санатории из–за программы туристического кешбэка. Эксперты считают, что подорожание действительно возможно, но обусловлено другими факторами.

Правительство видит риск увеличения цен на средства размещения (отели и санатории) вследствие программы туристического кешбэка. Об этом заявил вице–премьер Дмитрий Чернышенко на встрече президента Владимира Путина с участниками Восточного экономического форума (ВЭФ), проходившего в конце прошлой недели во Владивостоке. "Есть риск того, что это разгоняет инфляцию средств размещения и увеличивает на стоимость, которую мы на кешбэк потратили", — сказал он. При этом Чернышенко добавил, что правительство всё же планирует точечно поддерживать эту меру.
Эксперты рынка согласны, что номера в отелях и санаториях действительно могут подорожать. К этому приведёт срабатывание простого механизма: на возросший из–за кешбэка спрос рынок ответит повышением цен. "Меры, подобные туристическому кешбэку, когда для людей делают доступными ограниченные ресурсы, количество этих ресурсов не увеличивают. Спрос стимулируется искусственно, и бизнес реагирует на это увеличением стоимости услуг", — указывает профессор департамента экономики НИУ ВШЭ Петербурга Александр Скоробогатов.
Но цены на гостиницы вырастут скорее в южных регионах страны, где средств размещения не хватает, отмечает секретарь Межотраслевого координационного совета гостеприимства и услуг Тамара Буйлова. Для Петербурга такая ситуация не характерна. "В Ленобласти цены на номера в отелях и санаториях могли подняться, но виной тому не только кешбэк: закрытые границы, пандемия, стремление людей к отдыху на природе вместо городов и т. д. Это целый комплекс причин, приведших к удорожанию, не говоря об инфляции", — комментирует она.
Доцент Высшей школы сервиса и торговли СПбПУ Элмира Кутыева тоже считает, что рост цен не будет плотно связан с кешбэком. Тем более по нему продавались не все, а только сертифицированные отели. "Отели не будут эскалировать цены выше сезонных. Крупным это невыгодно: они рассчитывают на возвращение своих гостей, а для мелких высоки риски конкуренции частного сектора аренды апартаментов и гестхаусов", — говорит Кутыева.
Она указывает, что программа была больше ориентирована на отельеров и туроператоров. Розница (турагенты) вышла промежуточным и не всегда нужным звеном в процессе. Этот момент был упущен, турагенты неохотно работали с программой. А когда начали открываться зарубежные массовые направления, они быстро переключились на их продажу.
Напомним, первый этап программы туристического кешбэка от Ростуризма был запущен в августе 2020 года. По условиям программы российский турист может оплатить путешествие внутри страны картой "Мир" и вернуть 20% стоимости поездки (но не более 20 тыс. рублей). Четвёртый этап программы стартовал 16 июня. Изначально он был рассчитан до 31 августа, но затем его продлили до 14 сентября.
В рамках ВЭФ также обсуждали тему налоговых льгот для туристической отрасли. Генеральный директор "Васта Дискавери" и создатель курорта "Роза Хутор" Сергей Бачин предложил снизить НДС для туристической отрасли до 7–10%. В декабре 2020 года общественный омбудсмен в сфере МСП Анастасия Татулова предлагала снизить ставки НДС с 20 до 10% для гостиничного бизнеса, работающего в общей системе налогообложения. Как и прогнозировали эксперты, дальше обсуждений дело в итоге не пошло. Россия остаётся в числе мировых лидеров по уровню НДС для гостиничной индустрии, что снижает вероятность выиграть в конкурентной борьбе на международном рынке.