Бронь пробита: война ФАС с Booking может больно ударить по отелям Петербурга

Автор фото: vostock-photo
Автор фото: vostock-photo

Претензии ФАС к Booking.com не прогонят агрегатора с российского рынка. Но за наложенные штрафы сервис может отыграться на отельерах, повышая комиссию. И это притом, что равноценной замены в России ему нет.

История со скандалом между антимонопольным ведомством и сервисом бронирования отелей Booking.com в последнее время стала чуть ли не самой обсуждаемой в среде гостиничного бизнеса. Для Петербурга, который ждёт не дождётся возобновления полноценного туристического потока, она актуальна вдвойне.

Нас не прогонят

На прошлой неделе ФАС оштрафовала компанию, управляющую агрегатором бронирования, на 1,3 млрд рублей "за злоупотребление доминирующим положением на рынке". Сумма штрафа составила 11,5% от российского оборота Booking.com в 2020 году. Параллельно с этим на днях Арбитражный суд Москвы отклонил иск Booking.com B. V. к ФАС России, в котором нидерландская компания просила признать недействительным решение и предписание регулятора по делу о злоупотреблении монопольным положением. Иск компания подала в феврале 2021 года, его рассмотрение несколько раз откладывалось.
Ранее, в декабре 2019 года, ведомство возбудило дело в отношении Booking.com после жалобы "Опоры России". ФАС установила, что Booking.com навязывал российским гостиницам, отелям и хостелам обязательное "предоставление и соблюдение паритета цен и номеров, а также условия взаимодействия с закрытыми группами пользователей".
Справедливости ради стоит заметить, что претензии к Booking.com имеются не только у России. Например, суд Турции обвинял сервис онлайн–бронирования в создании недобросовестной конкуренции и неуплате налогов в местный бюджет. В 2017 году компания отказалась платить налог с оборота от бронирования турецких отелей. Позже СМИ страны писали, что нидерландская компания согласилась стать локальным налогоплательщиком.
В петербургских отелях признают, что среди всех агрегаторов, которые приводят к ним посетителей (особенно иностранных туристов), самое большое количество бронирований обеспечивает именно Booking. По словам участников рынка, в пандемию благодаря ему удавалось сохранить бизнес. Гостиничный бизнес зависим от сервисов бронирования, без них в нынешних условиях обеспечить заполняемость номеров практически невозможно. Исключение могут составить разве что "пятёрки", у которых значительная часть клиентской базы постоянна.
В то же время гостиницам сотрудничество с сервисом обходится недёшево: с 2019 года агрегатор стал включать в счета своих российских партнёров 20% НДС помимо комиссии за услуги.
Президент Национальной ассоциации туристско–информационных центров (НП "НАИТО") Михаил Ушаков считает, что так называемая политика равенства цен, применяемая в отельном бизнесе, в целом справедлива. Проблемы начинаются, когда один из игроков начинает доминировать на рынке и диктовать свои условия. При этом конкуренция снижается.
"Условный новый Booking не может выйти на рынок, потому что условия, которые предоставляет имеющийся агрегатор, всегда будут лучше", — отмечает он и добавляет, что у российских властей не должно быть претензий к сервису как к поставщику услуг. Он был одним из первых, кто принял российский стандарт классификации и стал указывать наличие звёздности отелей. Чётко реагировал на ошибки, которые допускали средства размещения в указании звёздности.
Эксперт считает, что агрегатор изменит свои требования к отелям и конфликт будет исчерпан. "Вопрос о “выдавливании” компании с российского рынка мог бы подниматься, если бы Россия первая вынесла компании предупреждение и обвинение. В 2015 году во Франции, Италии, Швеции обязали Booking.com изменить положение, которое требует от гостиниц устанавливать цены и объём продаваемых номеров не ниже, чем на других конкурирующих ресурсах. В итоге компания скорректировала этот пункт в договоре", — подчёркивает Ушаков.

По кому придётся удар

Руководители гостиниц согласны, что ситуацию, когда один сервис бронирования занимает главенствующую позицию, едва ли можно назвать здоровой конкуренцией.
"В то же время ничего нечестного со стороны Booking мы тоже не видим, — говорит генеральный директор гостиницы “Адмиралтейская” Ольга Киселёва. — Есть уникальный продукт, никто не может с ним сравниться, поэтому он занимает лидирующее положение на рынке и диктует в какой–то мере свои условия. Это как смартфоны известного бренда: нравится и есть возможность купить — пользуемся, радуемся качеству камеры, скорости работы и т. д.; не нравится или нет возможности — выбираем более простые модели, уступающие по всем параметрам".
Впрочем, и предприниматели, и эксперты уверены, что об уходе Booking из России речи не идёт. Другое дело, если ФАС продолжит предъявлять агрегатору штрафы… Собеседники "ДП" считают, что в таком случае компания первое время будет всячески отбиваться, но чем закончится дело — неясно.
"Я к активности ФАС отношусь без восторга. Власти пытаются “обидеть” Booking — это факт. То, что компания “расстроится” и решит отыграться на отельерах, — тоже. Можно, конечно, рассуждать по принципу “хорошо, что у соседа корова сдохла”, но для бизнесмена, заинтересованного в привлечении иностранных туристов, это странно", — комментирует директор отеля "Введенский" Андрей Ткачёв.

Кто, если не он?

Спектр агрегаторов онлайн–бронирования в мире огромен, таких продуктов множество в каждой стране. Но всерьёз конкурировать с Booking.com из них мало кто способен. Чуть больше 10 лет назад на российский рынок вышел сервис Ostrovok.ru, который тогда некоторые отельеры между собой называли "убийцей Booking.com". Однако такой статус он, похоже, не оправдал.
"Стартовал сервис, переманив команду Booking. От них я не чувствовал сильного притока бронирований ни в одной из гостиниц, где работал", — рассказывает эксперт гостиничного рынка Алексей Карпов. Переплюнуть гиганта в рамках страны не удалось и "Яндексу" с его тревел–сервисом, хотя компании этот рынок явно интересен. Не исключено, что попытку может в будущем совершить строящий свою экосистему "Сбер", в пресс–службе которого воздержались от комментариев по этой теме.
"Если новый игрок готов платить за рекламу, то робот Booking.com это узнаёт, и сервис платит больше. Рекламная ставка, позволяющая ему находиться на верхних строчках, всегда будет выше, чем у других. Кто осмелится вложить в агрегатор сотню миллионов долларов на стадии стартапа? — задаётся вопросами Андрей Ткачёв. — Это могло бы быть под силу Ростуризму, но кто даст ему денег, чтобы продвигать сервис в Google?" В России не раз поднимали тему создания отечественного аналога всемирного сервиса бронирования. Последний раз это обсуждали в правительстве РФ в конце июля. Речь шла о том, чтобы представить национальную систему бронирования к концу 2024 года. Эксперты в области IT считают, что сделать такой продукт несложно, был бы заказчик. Но потом придётся очень серьёзно вкладываться в маркетинг.
Роль Booking.com незаменима. Если мы хотим коллапса отрасли и чтобы нас отбросило на десятилетие назад, то давайте возьмёмся за травлю Booking.com и выживание его из России. Это мощнейший маркетинговый инструмент. Сейчас Booking.com объединяет все гостиницы, в первую очередь несетевые, в одну огромную сеть и продаёт её на мировом рынке. Доминирующей позиции, строго говоря, у Booking.com нет: на рынке масса игроков. Другое дело, что это сильный бренд. Рассуждения о паритете цен не выдерживают критики. Booking.com давно никакого паритета на практике отелям не выставляет, он не диктует гостиницам, по каким ценам продаваться на других каналах, кроме онлайн–систем. Но он ставит условие равенства цен для своих конкурентов — аналогичных агрегаторов. Они, кстати, в ответ требуют того же. В основе всего, на мой взгляд, лежит тренд замещения всего иностранного российским и высокая комиссия сервиса. Однако она примерно одинакова у всех онлайн–агрегаторов. Неясно, зачем пытаться убивать сильного игрока, который продвигает туристическую отрасль России. Первая инстанция признала справедливость требований ФАС. Я надеюсь, что Booking.com удастся отбиться во второй инстанции. Если этого не произойдёт, хочется верить, что сервис не изменит своего отношения к России.
Юнис Теймурханлы
владелец и генеральный менеджер гостиницы "Гельвеция"
Рынок бронирования путешествий онлайн в России оценивают в 800–850 млрд рублей. А в ближайшие несколько лет нас ждёт восстановление и ускорение перехода аудитории из офлайна в онлайн. Рынок сложный, сочетает конкуренцию и партнёрства. Большинство игроков комбинируют разные бизнес–модели. Например, у нас пользователь может забронировать отель напрямую и получить кешбэк по акции Ростуризма и наш кешбэк в баллах "Яндекс.Плюса". Но этот же пользователь может в карточке отеля посмотреть на предложения партнёров, выбрать более подходящий вариант.
Ирина Рейдер
генеральный директор "Яндекс.Путешествий"
Мы не относимся к ситуации с Booking.com как к скандалу. Это некая бизнес–ситуация, которая является ответом отелей на коммерческие условия работы с ними. И так сложилось не только в России. Мы думаем, что выдавливания с рынка Booking.com не происходит. Сложно предположить, что такой крупный игрок уйдёт. Но даже если это случится, то катастрофы не будет. Уровень технологического развития в отельной отрасли очень высок в нашем регионе. Отрасль очень зрелая, отельный рынок драйвится и авиарынком.
Анатолий Курюмов
генеральный директор сервиса для организации деловых поездок Raketa.travel