"В бизнесе важен здоровый эгоизм"

В последние десятилетия на рынке российского бизнес-образования появилось немало школ. Есть среди них и иностранные. Чем отличаются программы обучения и как трансформируется отрасль? Об этом "ДП" рассказал Андерш Паалзов, президент Стокгольмской школы экономики в России (SSE Russia).

В будущем году петербургский филиал бизнес–школы будет отмечать 25 лет. Что изменилось на рынке бизнес–образования за эти четверть века?

— Изменилось многое, но главное — сами студенты. В конце 1990–х — начале 2000–х всё воспринималось в диковинку. Слушатели с восторгом знакомились с трудами таких экономистов, как Майкл Портер, Джоэль Мокир, с интересом изучали законы рынка. Сейчас же к нам приходят люди, балованные всевозможными лекциями, тренингами, визитами за границу, общением с иностранными бизнесменами. У большинства есть ощущение, что они всё уже и так знают, а от бизнес–школы ждут, что их чем–то наконец удивят. Поэтому если раньше мы предлагали просто качественное дополнительное профессиональное образование, пытались научить правильному менеджменту, терминам, как развивать и внедрять ту или иную стратегию, то теперь говорим о том, как делать это более эффективно.
Поменялась и методика бизнес–образования. Например, ещё 10–15 лет назад кейсы в обучении были скорее моментом развлекательным. Сегодня же они составляют основу учебного процесса. С их помощью студенты могут посмотреть на проблему со стороны и, что важно, совместно найти решение. Мы уделяем огромное внимание практике. Ежегодно в SSE Russia идёт набор в две группы на программы Executive MBA — на английском языке или на английском с синхронным переводом на русский. В группах по 20 –30 человек находятся представители самых разных возрастов, профессий, уроженцы разных городов со всей территории России и стран СНГ: Казахстана, Белоруссии, Азербайджана, Украины и даже из Европы. Мы учим их договариваться в любой ситуации, достигать консенсуса и поставленной цели, даже дипломные работы у нас пишутся в парах.

Чем отличается российское и зарубежное бизнес–образование?

— Ещё 100 с лишним лет назад Стокгольмская школа экономики создавалась как бизнес–школа для взрослых людей с опытом управленческой деятельности. И только спустя 20 –30 лет в Швеции была запущена программа бакалавриата. То есть мы шли от бизнес–образования к общему высшему. В России же всё было наоборот, бизнес–школы, кроме Сколково, начали появляться на базе ведущих экономических вузов, что отразилось на структуре обучения, на соотношении теоретической и практической частей.
В основе SSE Russia, которая появилась в Петербурге в 1997 году, лежит идея участия в развитии устойчивого бизнеса в России через распространение здоровой, долгосрочной, справедливой и социально ответственной бизнес–практики. На этом мы всегда делали акцент. Да, сегодня у нас не так много проектов, как, скажем, в Сколково. Но мы намеренно не гонимся за количеством, чтобы не потерять качество. Наши преподаватели постоянно совершенствуются и посвящают себя саморазвитию. В их лекциях всё время появляются новые кейсы и материалы, потому что рынок меняется, и это нельзя игнорировать. Так, программы MBA для руководителей расширяются, а другие направления, которые мы изначально развивали, например издательскую деятельность и исследовательскую работа, нам пришлось сократить. Зато продолжаем развивать крупные корпоративные программы.
Кроме того, мы стараемся ориентироваться на людей, которые разделяют шведскую бизнес–культуру: как при подборе преподавательского состава, так и при формировании учебной группы. В основе нашей культуры лежит уважительное отношение к собеседнику, умение разделять его точку зрения, прислушиваться к его позиции. У нас даже есть американские преподаватели, которые уже давно живут в Швеции и являются частью этой культуры, направленной на достижение согласия внутри сообщества. При общении со студентами преподаватели не пытаются навязать свою точку зрения, а делают так, чтобы обучающиеся сами пришли к тому или иному заключению, осознав, что так намного удобнее и эффективнее.
Важно мыслить позитивно, воспринимать окружающих людей как помощников, а не врагов, и достигать своих целей, но чтобы другие тоже получали при этом какую–то пользу. Такой здоровый эгоизм важен и в бизнесе.

Используются в ваших программах обучения российские кейсы или занятия строятся только на основании зарубежного опыта?

— Сегодня большинство зарубежных образовательных учреждений используют кейсы одной школы — Гарвардской школы бизнеса. Там есть самые разные ситуации для изучения и база постоянно пополняется, поэтому просто нет смысла выдумывать что–то ещё. На примере абстрактных кейсов мы показываем студентам, как работают основные законы экономики, а потом предлагаем применить полученные знания к своей компании на практических занятиях.
Мы всегда следим за актуальностью материала: каждый год наши специалисты собираются и смотрят, что происходит в мире и как можно актуализировать занятия. Проводим открытые для всех вебинары, куда приглашаем экспертов, в основном шведских, которые говорят о том, что происходит сейчас.
К слову, проблема удалённого формата работы в Швеции была рассмотрена ещё задолго до пандемии, поэтому мы специально пригласили на наши вебинары компетентных профессоров и топ–менеджеров шведских компаний, чтобы они могли поделиться своим опытом с представителями российского делового сообщества.

Как шла работа в прошлом году и что происходит сейчас? Какой полезный опыт дал 2020 год?

— В марте 2020 года мы как раз собирались запускать английскую группу, но по объективным причинам нам пришлось перенести её на сентябрь. Мы сразу потеряли половину группы: были компании, которые запрещали выезжать своим сотрудникам, были и те, которые урезали свой бюджет.
В целом переход в онлайн люди встретили негативно, потому что в школе основной упор делается на взаимодействие и практику. Нам пришлось провести дополнительную психологическую работу, объяснить, как важно не нарушать структуру программы и продолжать обучение. В результате мы перенесли часть теоретических модулей в онлайн и в период локдауна всё–таки продолжили обучение. По мере снятия ограничений переходили на так называемый гибридный формат работы. Когда стали открываться границы, мы начали искать нейтральные территории, куда могли бы выехать со студентами сами и куда могли бы добраться наши иностранные преподаватели. Так у нас прошли зарубежные модули в Сербии, Турции и Грузии. И в этом нам в том числе помогли наши выпускники, которые работали в этих странах.
Мы сами до сих пор продолжаем работать на удалёнке и встречаемся примерно раз в неделю — обсудить, что сделано, и принять важные дальнейшие решения. Однако сохранять гибридный формат обучения не планируем. Ближайшую английскую группу EMBA запускаем в сентябре, а английскую с синхронным переводом на русский — в ноябре. Хотя, конечно, 2020 год показал, что с прогнозами стоит быть осторожнее. Поэтому у нас есть и запасные варианты развития событий.
Что касается полезного опыта прошлого года, я бы сказал так: если в коллективе хорошие, благожелательные отношения, нацеленные на созидание, творчество и совместную работу, то даже при дистанционном формате это даёт хорошие плоды. Люди не теряют мотивацию и продолжают делать максимум возможного. И у нас в СШЭ продуктивность не упала именно благодаря этому.

Если бы вас попросили назвать пять составляющих успешного управленца — какие бы характеристики вы отметили?

— Немного повторюсь. Во–первых, это человек, который с уважением относится к остальным. Во–вторых, тот, кто старается достигать результата не в ущерб окружающим. В–третьих, успешный руководитель всегда должен быть открыт новому, в–четвёртых, готов это новое использовать на практике. В–пятых, необходимо всё время делиться информацией. Ведь если человек прячет информацию, пытаясь сохранить уникальность, он сам себя загоняет в тупик. В век высоких технологий это не продлится долго. Поэтому чем больше управленец делится тем, что знает, тем больше у него стимулов для саморазвития.