Сегодня Всемирной паутине (World Wide Web) исполняется ровно 30 лет. 23 августа 1991 года один из патриархов интернета Ти Бернес–Ли представил публике первый web–сайт. Разместил он его на сервере CERN (того самого, где коллайдер) чуть раньше, но официальной датой всё же считается 23–е.
Если есть желание посмотреть, с чего всё начиналось, сходите на http://info.cern.ch /, он до сих пор там висит. На главной странице — 21 строчка текста и 25 гиперссылок. Сразу после этого имеет смысл зайти, к примеру, на YouTube и оценить длину пройденного пути.
Самое удивительное в этой истории именно то, что прошло всего–навсего 30 лет. А мы уже не можем представить себе никакой жизни без Глобальной сети. Ни повседневной, ни политической, ни экономической. Ни одна из предыдущих коммуникационных революций (книгопечатание, звукозапись, телеграф, телефон и собственно интернет, как технология появившийся в 1969–м) не была столь стремительной и всеобъемлющей.
Мировая паутина распахнула сразу столько дверей, что человечество поначалу даже растерялось от спектра возможностей. Особенно актуально это оказалось для России.
Пресловутые "лихие 90–е" — далеко не только дикий капитализм в малиновых пиджаках и бесконечная политическая турбулентность. Это время, когда энергия тысяч молодых талантливых людей устремилась в новую неизведанную область и совершила там настоящее чудо.
Созданный энтузиастами Рунет — то немногое, чем в новейшей истории нашей страны можно гордиться без всяких оговорок и скидок. До поры до времени он оставался зоной абсолютной свободы, и, что особенно ценно, эта свобода преимущественно использовалась во благо, опровергая популярный тезис о том, что без указки сверху люди обязательно скатятся в непотребство.
Потенциал, накопленный тогда, работает до сих пор. И это вызывает вполне объяснимое раздражение у власти, предпочитающей по старинке жить офлайн. Свободным людям сложнее врать, а значит, ими сложнее управлять.
Недаром столько пропагандистских усилий сегодня тратится на изображение Сети как информационной свалки, состоящей из сплошных фейков, спасение от которых — в подконтрольности и "суверенности".
Однако пытаться захлопнуть распахнувшиеся 30 лет назад двери — всё равно что ловить море сетью. От свободного потока информации не укрыться даже за Великой стеной. И это главный итог прошедших 30 лет.