Низкий старт: избирательная кампания в Петербурге потеряла драйв

"ДП" получил эмпирические данные, подтверждающие очевидный, но умозрительный вывод: нынешняя избирательная кампания идёт необыкновенно вяло. Уровень активности вдвое ниже, чем в предыдущий цикл 2016 года.

Редакция получила из Горизбиркома данные о зарегистрированных агитационных материалах (образцы которых кандидаты и партии по закону обязаны отправлять в комиссию) по состоянию на 22 июля нынешнего и 2016 годов. Это дата, в которую был направлен редакционный запрос "ДП". Поскольку прошлые выборы состоялись 18 сентября, а нынешние назначены на 19–е, все этапы той и этой кампаний должны совпадать и, соответственно, их можно сравнивать.
Как следует из этого ответа, 5 лет назад на выборах в ЗакС было зарегистрировано 112 агитматериалов, а сейчас — только 64. Понятно, что далеко не вся агитация ведётся официально, оплачивается из фонда и попадает в статистику Избиркома. Однако нет оснований полагать, что доля официальных агитматериалов в общем объёме кандидатского пиара сильно изменилась по сравнению с прошлыми выборами. Таким образом, соотношение "официального" агитпропа 2016–го и 2021 годов можно экстраполировать на соотношение его в целом.
По большому счёту тут не нужно ничего доказывать: каждый помнит, как 5 лет назад перед любой станцией метро стояли люди, раздававшие предвыборную макулатуру, и сколько кандидатов, сияя улыбками как в рекламе имплантов, смотрело с билбордов на горожан.
Судя по отчёту Горизбиркома, как и в 2016 году, активнее всего регистрируют свои агитационные материалы самовыдвиженцы и непарламентские партии (которым для участия в выборах надо собирать подписи). Если в тот раз основной массив материалов был заверен тогда ещё не имевшей представительства в ЗакСе Партией роста, то в 2021 году не скупится на них партия "Новые люди".
Так, кандидаты "Новых людей" Илья Лещев, Павел Любимов и Дмитрий Панов в июле зарегистрировали плакаты, буклеты, билборды и брендированный календарь. Больше всего печатной продукции у лидера списка партии бизнесмена Дмитрия Павлова, который, кроме того, баллотируется в округе в Пушкине, где соперничает с единороссом Юрием Бочковым. По сведениям Горизбиркома, Павлов изготовил листовки, стикеры, четыре варианта билбордов, буклеты и плакаты.
"Что касается нас, мы вынуждены собирать подписи, поэтому должны быть активными, чтобы жители увидели нас и услышали. В целом пока рано судить об агитационной активности, потому что пока проявляли себя в основном те, кто должен регистрироваться по подписям, — объяснил “ДП” активность “Новых людей” Дмитрий Павлов. — Сейчас идёт своего рода “пристрелка”, поэтому как таковой кампании не видно. Когда все зарегистрируются, тогда начнутся и дебаты, и конкуренция".
Он добавил, что, по его мнению, "те партии, которые себя уверенно чувствуют, немного расслабились. Может быть, не видят в этом целесообразности или банально сократились бюджеты".
"В 2016 году мы раньше регистрировались, открывали избирательный счёт и собирали подписи, — говорит Оксана Дмитриева из Партии роста, — поэтому уже на этапе сбора подписей у нас были агитационные материалы. Сейчас мы только недавно открыли счёт и постепенно начнём выпускать агитационные материалы. Если говорить о печатной агитации в будущем, я думаю, что её будет меньше, потому что частично всё переходит в онлайн. Кроме того, сказывается ситуация с коронавирусом: ограничения на пикеты, встречи с избирателями".

Ни денег, ни веры

Из парламентских партий раньше других начали издавать свои официальные материалы в "Справедливой России". Глава МО "Гавань" Нэлли Вавилина, которая выдвинулась от эсеров в 4–м округе, зарегистрировала четыре вида плакатов. А эсер Александр Новиков, получивший наиболее перспективный для эсеров 12–й округ (в нём раньше работала лидер партии Марина Шишкина), зарегистрировал скромный, но наиболее творческий набор печатной продукции: билборд, открытку, флаг, вымпел, шарик и листовку.
Снятая с выборов экс–глава штаба Навального в Петербурге Ирина Фатьянова после выдвижения успела зарегистрировать семь билбордов, листовки и стикеры.
"Со стороны есть такое ощущение, что билбордов и газет меньше. Да, активность ниже, причины тому разные. Такое ощущение, что то ли денег меньше, то ли партии уже не очень верят в агитацию, — говорит лидер петербургской “Справедливой России” Марина Шишкина, — кроме того, затянута регистрация кандидатов по партийным спискам. Мы только зарегистрировались, очень долго проверяли документы. Мы очень боялись каких–то косяков и в итоге зарегистрировались на 2–3 недели позже, чем хотелось бы".

Без Макарова

По мнению экспертов, причина снижения предвыборной активности банальна — у партий нет денег. Однако то, что деньги кончились (точнее, не появились) у всех разом, наводит на мысль об управляемости этого процесса.
"Думаю, одна из причин — в том, что в Кремле решили делать скучную кампанию с низкой явкой, при которой шансы у провластных кандидатов существенно возрастают. Соответственно, дана установка минимизировать объём предвыборной агитации. В том числе и самой “Единой России” — чтобы никого не злить лишний раз. Конкретно в Петербурге, кроме того, единороссы затянули с выдвижением кандидатов, чтобы максимально долго пользоваться теми механизмами, которые нельзя профинансировать из избирательного фонда. В предыдущие кампании они всегда регистрировались одними из первых", —говорит политтехнолог Андрей Таннер.
Источники в "Единой России", обычно производящей существенную долю предвыборного агитпропа, говорят о проблемах в связи с ослаблением спикера городского парламента Вячеслава Макарова. Он должен был обеспечить партийным товарищам канал финансирования, но вследствие внезапных перемен в своей карьере не факт, что может обеспечить его и самому себе. Более того — некоторые считают, что Макаров мог обидеться и, наоборот, постараться продемонстрировать, что партия без него небоеспособна. Поэтому единороссы оказались один на один с вопросом поиска денег на выборы, и не все из них знают, как его решить.
Часть экспертов считает, что кампания идёт, просто менее заметна, так как происходит в значительной степени в интернете. Однако и там не видно каких–либо её следов, за исключением кандидатских групп и страниц в соцсетях, по большей части весьма малобюджетных.
Участники выборов отмечают, что сократился не только объём агитации, но и использование "поля", то есть людей, стоящих в пикетах, раздающих листовки и т. д. "Поле" обычно съедало основную часть предвыборного бюджета, в том числе за счёт воровства на среднем уровне. Теперь для доставки агитматериала проще и дешевле пользоваться услугами специальных компаний.
"Чтобы я сейчас делал поквартирные обходы — это мне даже в страшном сне не приснится. Да и потом — кто теперь дверь–то откроет?" — сказал "ДП" один из парламентских ветеранов.
Люди неактивны по многим причинам. Во–первых, любая оппозиционная активность не приветствуется. Тем же, кто состоит при власти, не нужна эта печатная продукция, потому что они пользуются официальными средствами массовой информации. Это касается как людей из власти, так и сателлитных кандидатов.Но есть и вторая причина, которая касается всех, — это пандемия. Той активности, которая была раньше, теперь просто не может быть. Например, стало сложнее делать поквартирный обход с листовками, в которых изложена программа кандидата.Сейчас это небезопасно со всех сторон.Что касается размещения билбордов: пока нет избирательной кампании, можно делать всё что угодно. Когда кампания стартовала, всё, что противоречит федеральному закону об основных гарантиях избирательных прав, должно быть приведено в соответствие. По моему мнению, агитация за кандидата, которая побуждает голосовать за него, но при этом завуалирована под информационный плакат, должна быть убрана с началом избирательной кампании.
Ольга Покровская
Член Санкт-Петербургской избирательной комиссии
За 5 лет заметно выросло влияние интернет–технологий, и то, что раньше делалось целиком в виде печатной продукции, сейчас интегрировано в онлайн. Кроме того, сказывается сокращение бюджетов: на прошлой кампании ситуация с финансами была более благоприятная. Поэтому кандидаты выбирают, на что тратить средства. И, наконец, многие не видели смысла начинать активную агитацию, пока не будут зарегистрированы их списки. Теперь ситуация проясняется, а значит, уже сейчас, по идее, должна набирать обороты агитационная кампания.
Дмитрий Солонников
директор Института современного государственного развития
Если говорить о настроениях избирателей, на данный момент фокус–группы и соцопросы показывают ощущение фрустрированности и непонимания. Главное даже не то, что есть какая–то депрессия, а люди не понимают, что дальше с коронавирусом, что с экономикой, и в этом смысле риски протестного голосования очень высокие. При этом явка за счёт трёхдневного голосования будет выше, чем в 2016 году. "Яблоко" на грани пятипроцентного барьера, как показывает практика, кампании "Яблока" традиционно самые худшие. В 2016 году по неудачности кампании их, конечно, обогнала Партия роста. Тем не менее как минимум три внепарламентские партии имеют шансы на прохождение барьера: "Яблоко", Партия пенсионеров и "Новые люди".
Евгений Минченко
президент холдинга "Минченко консалтинг"