Мастер-план вместо генплана: зачем нужны новые индустриальные стандарты

Автор фото: Коньков Сергей
Интервью Сергея Собянина вышло одновременно с программной статьёй экс–президента Михаила Горбачёва (опубликована в журнале "Россия в глобальной политике"), в которой визави Рональда Рейгана призывает соотечественников вернуться к идеалам перестройки.
Михаил Сергеевич также критикует старые советские порядки. И говорит, что при его предшественниках чуть не всё, что можно, было скрыто и засекречено и даже высшая номенклатура не ведала порой, что творится в подшефном Союзе.
"Система не доверяла людям, не верила в способность народа к самостоятельному историческому творчеству. А мы, инициаторы перестройки, знали, что люди, получив свободу, проявят инициативу и энергию созидания", — размышляет президент.
Во–первых, можно заметить, что в этой логике советской номенклатуры по Горбачёву минусы генерального плана становятся его плюсами. Неисполняемость? Хорошо.
Предположим, что документ принимается, чтобы всех запутать и сбить с толку потенциального противника. А потом лучше всего сделать всё наоборот, чтобы не выдать положение почт, телеграфов и других стратегических объектов.
Если допустить на минуту, что это так, нельзя будет исключать, что среди городов идёт битва за самое высокое неисполнение генплана, а самым отличившимся чиновникам дарят путёвку куда–нибудь на Афон.
Во–вторых, можно было бы сделать вывод, что предлагающий усилить общественное участие Собянин — новый Горбачёв. Но это, пожалуй, было бы поверхностное суждение. История шагнула слишком далеко вперёд, и теперь инициатива с мастер–планом выглядит умеренно реакционной.
Проблема возникает на уровне терминологии. Дело плохо, потому что загвоздка — в политкорректности. Так, в прошлом году в веб–браузере Firefox функцию Master Password под давлением общественности переименовали в Primary Password. По–русски это значит примерно то же, главный пароль (который используется для доступа к другим сохранённым в программе паролям), но на языке оригинала есть нюансы.
Как отмечалось в объявлении, размещённом на сайте разработчика браузера, компании Mozilla, слово Master ("хозяин"), используемое пусть в качестве метафоры, "увековечивает расизм". Прислушавшись к дискуссиям "внутри сообщества и во всём мире", в фирме пришли к выводу, что "расистские термины" ей не нужны.
В том же году, как передавали коллеги из NY Times, агентства недвижимости Нью–Йорка приняли решение переименовать самую большую спальню в домах американцев. Она, как догадывается читатель, раньше называлась Master Bedroom.
Больше это слово на планы и чертежи решили не наносить, также предпочитая слово Primary. Поводом послужила смерть Джорджа Флойда и получившее вслед за ней новый импульс движение Black Lives Matter.
Наконец, в мае нынешнего года журнал Landscape Architecture Magazine (издание американского общества ландшафтных архитекторов) сообщил: "Некоторые зодчие говорят, что пришло время заменить термин “мастер–план”, который ныне является индустриальным стандартом".
"Этот термин не только имеет расовый оттенок, но и, что более важно, сигнализирует о подходе сверху вниз, который противоречит тому, чем является наша профессия сегодня", — говорится в публикации. Взамен предлагают сделать guiding (руководящий) или collaborative (совместный) план.
Если так рассуждать, в Москве хотят сделать не как на Западе, а всё наоборот, и мэр выступает скорее в роли анти–Горбачёва.
Что это значит для нас, петербуржцев? Здесь можно высказать осторожное опасение. В Петербурге всё обычно делается не как в Москве. У них бордюр, у нас поребрик. Если у них появится мастер–план, по–русски говоря, план господ, то что же будет у нас, какое название утвердит наш губернатор?