Апартаменты в Петербурге потеряли предложение, но выросли в цене

Автор фото: Антон Ваганов
Россия. Санкт-Петербург. Апарт-отель Docklands.

Объём предложения на рынке апартаментов Северной столицы сократился на 25% — до уровня 6-летней давности, а цены показали рост до 16%.

По данным аналитиков консалтинговой компании Knight Frank St Petersburg, свободное предложение на рынке апартаментов составило 3,7 тыс. юнитов общей площадью 130 тыс. м2, что на 25% меньше, чем в начале года.
За I полугодие были открыты продажи в 6 новых объектах, из которых 4 — формата сервисных апартаментов, 1 — формата рекреационных апартаментов и 1 — несервисных. Общее количество юнитов в новых проектах составило 1560 шт. общей площадью 5,39 тыс. м2.
"Сокращение свободного предложения на фоне большого количества вышедших на рынок проектов обусловлено выводом девелоперами частичного объёма площадей на старте реализации проектов, а также приостановкой продажи нескольких проектов", — говорит Николай Пашков, генеральный директор Knight Frank St Petersburg.
За 6 месяцев этого года было реализовано 1,85 тыс. лотов (-28% за год) общей площадью 65,8 тыс. кв. м. При этом 80% продаж составили апартаменты сервисного формата.
Наиболее заметное сокращение продаж отмечалось в сегменте несервисных апартаментов (снижение на 70%), что было обусловлено завершением продаж в IV квартале 2020 г. в комплексе "Artline в Приморском", который обеспечивал значительный объём спроса в формате несервисных апартаментов.
При этом средние цены предложения увеличились на все типы апартаментов. Динамика по сравнению с декабрём 2020-го варьировалась от 3% до 16%. Наиболее заметное удорожание средней цены произошло в формате рекреационных апартаментов.
Как говорят эксперты, грядущая ситуация с изменением законодательства по апартаментам уже сейчас накладывает отпечаток на развитие отрасли.
"Рынок несервисных апартаментов плавно сокращается, поскольку именно этот сегмент могут затронуть основные изменения. Рынок сервисных апартаментов меняется в зависимости от рыночной ситуации: в прошлом году некоторые проекты из классических гостиничных номеров переквалифицировались в формат квартир долгосрочного проживания", — рассказывает Николай Пашков, генеральный директор Knight Frank St Petersburg.
Автор: Knight Frank St Petersburg
С ним согласен Сергей Софронов, коммерческий директор ГК "ПСК".
"Смена законодательства и присвоение нового статуса апартаментам не сказались на продажах. По большому счёту, все разговоры ходили вокруг "псевдожилья", которое, пожалуй, должно обрести какой-то статус. Скоро увидим финальную редакцию. Мы строим апарт-отели, и здесь всё гораздо проще. С точки зрения государства вообще нет смысла "запрещать" сервисные апартаменты — это же рынок белой аренды, налоги", — говорит он.
По его словам, в первом полугодии 2021 года, относительно аналогичного периода прошлого года, ГК "ПСК" увеличила выручку в сегменте апартаментов на 185%. При этом средняя стоимость квадратного метра в апартаментах выросла на 60%.
В нынешнем году на фоне частичного снятия ограничений, а также в преддверии масштабных для города событий (таких как EURO-2020, ПМЭФ) апарт-отели смогли усилить свою сервисную составляющую и предложить рынку максимально востребованный продукт.
"Мы видим последствия 2020-го года: апарт-отели проявили гибкость и быстро переформатировались с краткосрочной на среднесрочную и долгосрочную аренду. Поэтому они легче перенесли отсутствие туристов, в отличие от классических гостиниц, и вместе с этим составили сильную конкуренцию традиционной жилой недвижимости, переманив арендаторов на средний и долгий срок. Эти преимущества подстёгивают спрос со стороны инвесторов и влияют на рост цены", — считает Марина Павлюкевич, генеральный директор PLG.
Автор: Ермохин Сергей
О том, что интерес инвесторов к апартаментам растёт, говорит и Екатерина Запорожченко, коммерческий директор Docklands development.
"Доля покупателей, приобретающих юниты с целью инвестирования средств и получения дохода, выросла до 90%. При этом большая часть сравнивали перспективы приобретения жилья под сдачу и апартаменты и в итоге выбрали апартаменты", — говорит Запорожченко.
"Если в 2019 году было 79% покупателей, которые приобретали апартаменты впервые, то в 2020 году их стало 83%. Это говорит о том, что всё больше людей размещает капиталы в апарт-комплексах вместо квартир и депозитов, что неудивительно на фоне падения доходности этих инструментов",— отмечает директор по продажам комплекса апарт-отелей Valo Марина Сторожева.
По оценкам экспертов, до конца года стоимость "квадрата" в сегменте апартаментов в Петербурге поднимется как минимум на 10%.