Альбомы против треков: раскол музыкальной индустрии

Автор фото: Zemfira.ru

Музыкальная индустрия претерпела необратимые изменения и вряд ли уже вернётся в прежнее состояние.

Влияние интернета на нашу жизнь, безусловно, сказалось и на сфере музыки. Теперь для того, чтобы стать звездой, вовсе не обязательно проделывать долгий путь, искать продюсера, записываться в студии, выпускаться на определённом лейбле.
Но всемирная паутина невольно изменила и наше восприятие музыки. Её стало настолько много, что теперь мы всё чаще слушаем отдельные треки, а не продуманные концептуальные пластинки.

Новое — хорошо забытое старое

В каком–то смысле можно говорить о том, что положение дел вернулось на круги своя: когда–то музыка на граммофонных пластинках состояла максимум из двух музыкальных произведений. В наше время слушательского терпения хватает в лучшем случае на EP, в худшем — на сингл или даже трек.
Конечно, причины у распространённости таких мини–форматов совершенно разные, но гораздо интереснее другое — эпоха больших полноценных альбомов, кажется, окончательно уходит в прошлое. Музыканты старой школы остаются верными традиции, но будем честны — сколько песен на полноценной пластинке в итоге оказываются по–настоящему хорошими?
Постарайтесь вспомнить: когда вы в последний раз слушали интересный, цельный, быть может, даже концептуальный альбом? Ветераны своих жанров, будь то рок или поп, не выходят за привычные устоявшиеся рамки, сугубо по инерции работая над крупными студийными проектами.
Возможно, было бы во многих смыслах лучше перераспределить эту энергию на иной формат, но факт остаётся фактом: старая музыкальная гвардия остаётся верной альбомному творческому мышлению.

По–другому — не значит плохо

Конечно, можно возразить: так ли уж принципиален пресловутый формат, стоит ли об этом так серьёзно рассуждать? Но практика последних лет показывает, что укоренившееся клиповое мышление напрямую коснулось и аудиальной информации, и нам уже физически тяжело воспринимать цельную музыкальную работу в виде единого альбома конкретного исполнителя или коллектива.
Гораздо увлекательнее в наши дни составить разношёрстный плейлист, своеобразный микс из стилей, жанров, направлений, имён. А прослушивать полноценную пластинку в каком–то смысле весьма рискованно: жаль своего драгоценного времени и определённых заочных сформировавшихся ожиданий.
Современный слушатель во многом рационален и даже несколько циничен — подобным запросам достаточно тяжело угодить. Впрочем, такую тенденцию вряд ли стоит оценивать отрицательно, скорее, это объективная реальность, которую стоит принять.

Верность принципам

Тем не менее, некоторые музыканты и в наши дни упорно работают в альбомной концепции, добиваясь при этом блестящих результатов. Наглядным примером здесь может послужить последний на данный момент альбом Земфиры "Бордерлайн", который на момент выхода, кажется, не обсудил только ленивый.
Отзывы были самыми разными: от острой критики вкупе с тотальным непониманием до восторженных вздохов и признания высшей планки мастерства. Важно то, что Земфира не стала гнаться на своей пластинке за остромодными трендами и сверхактуальными тенденциями.
Ей было важно сделать именно такое авторское высказывание, записать полноценную пластинку, рассказать широкомасштабную историю, не размениваясь на мелочи.
По–настоящему яркий, остроумный, живой и талантливый альбом выпустили также в этом году истинные герои питерского рока и рэпа — легендарные "Кирпичи". Их максимально самоироничная работа под названием "Старческий маразм" продемонстрировала безупречное владение стилем и слогом, доказала неубиваемую живость альбомного формата и заставила одобрительно улыбнуться даже самых заядлых скептиков.
Что ж, возможно, олдскульные принципы в очередной раз докажут своё право на существование, а музыкальная индустрия сделает ещё один оборот вокруг своей оси. Время покажет.