09:1828 июня 202109:18
134просмотров
09:1828 июня 2021
Погодинская изба, старейшее в Москве деревянное здание в русском стиле, объект культурного наследия федерального значения. Однако в реставрационном проекте для "Погодинки" планировались перегородки из гипсокартона, паркетный пол и кафельная облицовка стен. Выяснилось это, когда историческим зданием заинтересовался Фонд сохранения культурного наследия.
Погодинская изба построена в 1856 году по проекту архитектора Николая Никитина для предпринимателя Василия Кокорева, который подарил дом историку Михаилу Погодину. Дом в ажурных наличниках, единственно сохранившийся от усадьбы Погодина, в 2014 году стал собственностью Российской Федерации и поступил в оперативное управление АУИПИК. В тот момент здание было внесено в реестр ветхого и аварийного фонда.
В 2018 году региональная общественная организация "Наследие" получила Погодинскую избу в безвозмездное пользование. Ранее в этих стенах располагалось московское отделение ВООПИК, а в последующие годы некая строительная фирма. В здании не было охраны, отопления, электроэнергии, воды.
Новый владелец "Погодинки" провёл электросети, подключил водо- и теплоснабжение, организовал охрану. Планировалось создание литературно-исторического салона с лекциями, выставками, библиотекой. Но прежде требовалась внешняя и внутренняя реставрация. Как выяснилось, реставрационный проект ранее выполнила компания из Перми, выигравшая конкурс АУИПИК, но в результате работа не была принята.
В сентябре 2020 года между РОО "Наследие", владельцем Погодинской избы, и Фондом сохранения культурного наследия было заключено соглашение "о содействии и благотворительной помощи".
- Мы объявили кампанию по сбору средств в расчете на то, что соберем достаточную сумму для выкупа готового проекта и сможем быстро приступить к его реализации, - объясняет председатель правления Фонда Сергей Булавский.
Историко-культурная экспертиза реставрационного проекта Погодинской избы показала: дом требует срочной и сложной реставрации, но проект для исполнения не годится. Но и в этом виде документ был полезен для последующих работ. Поскольку закон не защищает авторским правом исследовательскую часть проекта, Фонд получил копию результатов научных исследований, чем сэкономил значительную сумму, необходимую на создание проекта в дальнейшем.
Остался вопрос: каким образом возникают реставрационные проекты, далекие от действительных задач реставрации и по каким критериям такие проекты утверждают надзорные органы?