Вы думали, что в ковидной эпидемии, потрясшей мир больше, чем все революции вместе, виноваты уханьские разработчики? Вовсе нет. Вы думаете, что в провальных темпах вакцинации российского населения виноват низкий уровень доверия к действиям начальства любого уровня? Так нет же. Вы думаете, что в росте числа заражений коронавирусом, в том числе повторных и после вакцинации, виноваты санитарные чиновники — не просчитавшие возможные последствия, не убедившие градоначальников вовремя ввести разумные ограничения, не создавшие механизмы и барьеры на пути ковида… Совершенно не так.
В сто первый раз отечественный бизнес назначили крайним и ответственным за все наши беды и недоработки. За каждый чих и просчёт — несоблюдение работниками антиковидных предписаний — владельцу малого и среднего предприятия придётся заплатить штраф. Индивидуальные предприниматели заплатят штрафы в размере 30–50 тыс. рублей, юридические лица — 100–300 тыс. рублей. При повторных нарушениях сумма для должностного лица составит 300–500 тыс. рублей, для юридического лица или индивидуального предпринимателя — от 500 тыс. до миллиона рублей. Также нарушения могут повлечь приостановку деятельности на 90 суток. А как же без приостановки — душить так душить.
Зашёл посетитель в кафе без маски — довольно сложно пить капучино в наморднике — получи маленький такой штрафик, а если ещё раз попадёшься, прикроем. Не метро же закрывать. Есть гораздо более действенные меры: объявить выходные за счёт предпринимателей. Такое уже случалось в прошлую антиковидную кампанию — и ничего, выжили. Выкарабкаются и в этот раз.
Правда, такие меры пока введены только в Москве, но наши доблестные управленцы равняются на лучших. Ждать долго не придётся. Бизнесу пропишут по полной. Причём почему–то ожидание этого никого не удивляет. Ну да, ворчат, с откровенным недовольством возмущаются. Отдельные допущенные к трибунам депутаты даже смело называют эти меры ошибкой. Но простого удивления, дескать, чего же вы опять творите, нет. Привыкли.
Не очень–то у нас принято уважительно относиться друг к другу. Особенно если взаимодействуют граждане из разных страт общества. Никто это особенно не афиширует, но противоречия переходят из поколения в поколение как наследство. Бедные не жалуют богатых — нет у этих купающихся в роскоши ни духовности, ни подлинной любви. Не дано. Элита презрительно относится к обывателям. Считает тупыми и ленивыми, но вслух говорит правильные слова о глубинном народе. Ну а чиновники терпеть не могут предпринимателей. Улыбаются им, пожимают руки с честным открытым взглядом, но искренне считают всех ворьём, грабящим подчинённых (низкие зарплаты) и государство (уходят от налогов).
Меняются формации, приоритеты, государственное устройство, а уважения к другому социальному слою не прибавляется ни с одной ни с другой стороны. Существует довольно высокая вероятность, что в прекрасной России будущего люди, умеющие зарабатывать и довольствующиеся малым, останутся на разных полюсах. И осваивающие государственные бюджеты чиновники и отвечающие за каждый промах своим рублём предприниматели так и не сблизят позиции. Нетрудно догадаться, кто и в светлом завтра отгребёт за всё.
Хотя считается, что самые устойчивые конструкции появляются вопреки и в непростых условиях. Уж чего–чего, а непростые условия отечественному бизнесу обеспечены с лихвой. Его давят и давят, щиплют и щиплют, палки в колёса суют здоровенные — а он всё не сдается, вкладывает собственные средства и даже умудряется зарабатывать.
Выживает сильнейший.