Этот бизнес не задушишь: сектор МСП Петербурга адаптировался к новым условиям

Автор фото: ТАСС

Новая реальность устраивает средним, малым и микропредприятиям всё более жёсткие проверки на прочность. На гребне третьей волны пандемии продолжается череда закрытий и открытий. Но давший течь корабль малого предпринимательства не собирается совсем уходить под воду.

Более того, малый бизнес, похоже, адаптировался к ситуации постоянных ограничений. На рынке заметны признаки роста. Эксперты по коммерческой недвижимости отмечают, что на данный момент количество новых открытий уже достигло допандемийных времён. И речь не только про Невский проспект с окрестностями.
"Большого количества свободных помещений мы не наблюдаем. Сейчас к основным торговым коридорам можно отнести Европейский проспект в Кудрово и бульвар Менделеева в Девяткино. Мы отмечаем большой спрос со стороны арендаторов на эти сформированные жилые массивы. При этом ротация там крайне низкая, а свободных помещений практически нет", — описывает ситуацию руководитель Rusland SP Retail Александр Волков.
Руководитель отдела исследований компании JLL в Петербурге Наталия Киреева указывает, что с марта 2020 года уровень ротации на основных торговых коридорах Петербурга не отличался от допандемийного. Количество свободных помещений выросло к прошлой осени, после чего началось снижение. На Невском проспекте на июнь 2021 года пустует 10% помещений формата стрит–ретейл, что на 5 п. п. ниже пикового значения 2020 года.
Возможность разместиться на главных торговых улицах города у небольших компаний появилась как раз во время кризиса. Роль в этом сыграло снижение арендных ставок, а также лояльность многих арендодателей: в пандемию очереди из арендаторов не было.
По данным Colliers, в 2020 году уровень вакантности на центральных коридорах Петербурга составил 15,7% (+7,5 п. п. по сравнению с IV кварталом 2019 года). При этом уже в I квартале 2021 года уровень вакантности снизился на 3,4 п. п., до 12,3%. Примечательно, что в I квартале 2021 года доля свободных помещений на Большом проспекте П. С. оказалась на уровне конца 2019 года, а уровень вакантности улицы Рубинштейна — значительно ниже уровня 2019 года (7,2% в I квартале 2021 года против 8,4% в IV квартале 2019 года).Замдиректора департамента торговой недвижимости Colliers Юлия Кузнецова вспоминает, что в 2020 году количество закрытий в 3,5 раза превысило этот показатель 2019 года (191 против 54). В то же время заметно выросло и количество открытий: с 104 в 2019 году до 135 в 2020–м. Уже в I квартале 2021 года открылось порядка 60 заведений и закрылось около 40.
Главный вопрос, который возникает, когда смотришь на эти цифры: откуда предприниматели берут силы и средства, чтобы начать своё дело?

Трудности или возможности?

Даже во время постоянных перемен новости об открытии магазинов, салонов красоты, кофеен и ресторанов появляются регулярно. Понятно, что всегда есть действующие предприниматели, имеющие денежные резервы и готовые при случае инвестировать в тот или иной бизнес. Но почему на такой шаг идут те, кому приходится вкладывать в запуск своего дела буквально последние средства?
Заместитель председателя Общественного совета по развитию малого предпринимательства при губернаторе Петербурга Владимир Меньшиков указывает на то, что кризис дал отдельным категориям бизнеса возможность для старта. "Осенью 2020 года б / у (а иногда и новое) оборудование продавалось практически за бесценок, а траты на него обычно составляют значительную статью расходов. Поэтому была возможность сэкономить", — напоминает он и добавляет, что в кризис из–за выросшей безработицы появилась возможность нанимать персонал с более скромными финансовыми запросами.
В индустрии красоты среди новичков были в основном те, кто хотел открыться ещё до пандемии, но не смог этого сделать по каким–то причинам. Также за последние месяцы на рынке сформировалось большое предложение готового бизнеса. Такого обширного выбора, как сейчас, эксперты не припоминают.
"Есть примеры, когда в ремонт салона в допандемийные годы вкладывали десятки миллионов рублей, а в прошлом году эти помещения сдавали другому предпринимателю просто за арендную ставку. Это тот случай, когда человек ничем не рискует, решая открыть бизнес. Таких объявлений на “Авито” и ЦИАН сейчас много", — рассказывает общественный омбудсмен Ассоциации предпринимателей индустрии красоты Лялья Садыкова.
Салонов красоты за этот год не коснулись практически никакие послабления. Больше всего участники рынка радовались, когда в городе отменили перчаточный режим: это позволило сильно снизить финансовую нагрузку. Лялья Садыкова также обращает внимание на снижение арендной ставки: благодаря этому некоторые салоны смогли переехать в новые помещения в более удобных локациях.
Директор Центра развития и поддержки предпринимательства (ЦРПП) Лев Кузнецов отмечает, что в городе растёт количество самозанятых граждан и индивидуальных предпринимателей. На 31 марта зарегистрировано 143 715 самозанятых, из них 135 123 — физические лица и 8592 — ИП. "Ассоциации предпринимателей также играют важную роль: с марта 2020 года ЦРПП было получено 2790 предложений по мерам поддержки. Большая часть из которых поступила от ассоциаций", — рассказывает он.

Страх неизведанного

Кризис для экономики и бизнеса — явление вполне естественное, как естествен и страх перед завтрашним днём. Но у коронакризиса есть одна значительная особенность, которая проявлялась как в первые две волны заболеваемости, так и в начале третьей. Это касается запрета на работу отдельных сфер бизнеса. "Зачастую в кризисных ситуациях можно что–то придумать, изменить бизнес–процессы, попробовать другие рынки, сократить издержки. Но это всё возможно только тогда, когда предприятие ведёт деятельность. Невозможность работать и получать доход (пусть даже меньший, чем обычно) — самое страшное, а главное, что повлиять на это владелец компании не может никак, — говорит Владимир Меньшиков. — Сейчас закрылись островки в ТРЦ — зачастую у людей это единственный источник заработка". Тем не менее находятся те, кто перестраивает свой бизнес и оказывается в плюсе даже на падающем рынке.
Бизнесмены неоднократно подчёркивали: главное, что их пугает, — неизвестность. "Обещания властей часто расходятся с реальными поступками: сначала они заявляют, что освободят бизнес от арендных платежей, но потом выясняется, что это вовсе не отмена, а отсрочка. Обещали прекратить на время кризиса всяческие проверки, а в итоге чуть ли не каждый день мы узнаём о закрытии павильонов, киосков. И ладно бы это касалось тех, кто работает нелегально", — негодует руководитель петербургского Союза предпринимателей Роман Пастухов.
Председатель петербургского регионального отделения "Деловой России" Дмитрий Панов обращает внимание на то, что в 2020 году часть предприятий общепита вынуждена была прекратить свою деятельность и освободить занимаемые помещения, хотя эта сфера — одна из самых быстрых с точки зрения восстановления. Тем не менее свет в конце туннеля виден и "свежая кровь" для малого бизнеса продолжает поступать.
"Основными точками, в которых инвестиционные проекты являются максимально успешными, стали крупные центры, города–миллионники. Пандемия только усилила эту тенденцию, и сейчас предприниматели из других регионов мигрируют в более крупные центры, чтобы получить большую рентабельность. Вместе с этим пандемия усилила внимание властей к политике и развитию внутреннего инвестиционного климата", — считает Панов.
По данным комитета по промышленной политике, инновациям и торговле, на текущий момент петербургские субъекты МСП обеспечивают работой 1,35 млн человек. В общей занятости города их доля составляет 45% (в среднем по России — 29%). В планах к 2025 году увеличить количество работников МСП до 1,56 млн человек, а долю в общей занятости — до 48%.
Вопросы о том, как переживает кризис малый бизнес, больше относятся к области психологии. Предприниматели готовы идти на риск, несмотря на пандемию, карантин и падение потребления. Кризис — это время не только потерь, но и возможностей. Новая волна коронавируса в стране активизирует те модели поведения, которые бизнес выработал в прошлом году: перевод сотрудников на дистанционный режим, работа онлайн, расширение услуг доставки, поиск новых технологичных решений. Выросла и скорость принятия нужных решений, что чрезвычайно важно в текущих условиях. Новые проекты возникают как ответ на новые запросы людей, на изменение их потребления и предпочтений. Например, до пандемии никто не думал, что онлайн–ретейл вырастет в несколько раз всего за год, но именно пандемия серьёзно стимулировала это направление. Также развивается доставка, различные методы удалённой работы. И бизнес всё больше уходит в интернет: в докризисном 2019 году только 20% предпринимателей готовы были развивать онлайн–канал, сейчас таких больше половины. Ассоциации малого бизнеса стали активнее доносить мнение предпринимателей до правительства и совместно вырабатывать меры поддержки отраслей. Например, предложение о программе туристического кешбэка именно так и появилось. Роль ассоциаций во время пандемии значительно возросла, что видят и бизнесмены, и представители власти.
Павел Сигал
первый вице–президент "Опоры России"
Год назад, когда всё закрывалось, мы с командой поняли: самое время запускать проект, ориентированный на онлайн–бизнес. Мы много лет снимали моделей для таких маркеплейсов, как Amazon, Alibaba, ASOS. Решили адаптировать под реалии этой страны опыт, который у нас есть на зарубежном рынке. Раньше дизайнерам и брендам Петербурга приходилось отправлять свою одежду на съёмки в Москву, там её фотографировать, а затем везти обратно. Мы же сочли, что компаниям Северной столицы нет смысла тратиться на логистику и доставку фото.
Ольга Чижик
основательница модельного агентства Finch Models и продакшн–компании Finch Production
Мы смогли не только развить розничные продажи, но и привлечь новых оптовых клиентов из ниши интернет–магазинов. За прошлый год нам удалось увеличить оборот компании примерно в 10 раз. За это время я открыла свой первый шоурум, обрела несколько новых оптовых партнёров, закрыла этот шоурум в связи с расширением, запустила новый мультибрендовый проект 47 Store. Рынок не беднеет, он перераспределяется. Когда человек начинает свой бизнес, перед ним каждый день стоят задачи что–то разузнать, найти лучшее решение. Поэтому, когда надо было понять, как, например, получить ковидный qr–код на дверь, это воспринималось вполне буднично.
Екатерина Толстая
основательница бренда Ekaterina Tolstaya Jewelry